ГОТОВИМСЯ К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ
Выпускная кампания в школах — горячая пора не только для учащихся и родителей, но и для педагогов, психологов и, в отдельных случаях, психиатров. Стресс, нервное истощение — таковы последствия неграмотной психологической подготовки выпускника к участию в экзаменах и централизованном тестировании. Заинтересованные взрослые (педагоги, родители) зачастую не только не помогают ребенку в данной стрессовой ситуации, но и усугубляют проблему. Основное внимание учащихся уделяется тому, чтобы овладеть материалом по предмету (понять его и запомнить). Однако, кроме этого, необходимо научиться преодолевать волнение, справляться с тревогой.
Умению сдавать ЦТ и экзамены, как ни странно, никто специально не учит, хотя соответствующие психотехнические навыки очень полезны. Они не только повышают эффективность подготовки, позволяют более успешно вести себя во время тестирования или экзамена, но и способствуют развитию навыков мыслительной деятельности, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, управлять собственными эмоциями.
Исследования многих ученых (М.Ю. Чибисовой, И.А. Баевой и др.) показывают, что чем ближе срок окончания обучения в школе, тем выше у старшеклассников тревожность. Тревожность — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Как правило, проявляется в легком и частом возникновении состояний тревоги (эпизодические проявления беспокойства и волнения).
Причины тревожности у школьников различны: индивидуальные и личностные особенности; реальное неблагополучие в учебном процессе; завышенный уровень притязаний, неуверенность в себе и т.д. Определенный уровень тревожности является природной и обязательной характеристикой активной деятельности личности, т.к. позволяет реально оценивать и контролировать собственное состояние. Однако ситуативная тревожность может трансформироваться в личностно обусловленную тревожность, что негативно отражается на всех сферах жизнедеятельности. Ученику, как и любому человеку, вредна не сама тревожность, а ее чрезмерная интенсивность.
Для снижения уровня тревожности в период подготовки к ЦТ в первую очередь необходимо помочь выпускнику избавиться от страха перед тестами. Верным способом преодоления такого страха является не только усиленная подготовка по избранному предмету, но и основательное знакомство с порядком проведения тестирования. Практика показывает, что люди, не понаслышке знакомые с процедурой тестирования, показывают стабильно более высокие результаты, чем неопытные испытуемые. Полезно также ознакомиться с типовыми инструкциями к тестовым заданиям. В реальной ситуации тестирования это позволит чувствовать себя более уверенно и значительно сэкономить время.
Одной из причин «тестофобии» является восприятие результатов тестирования как некоего «пожизненного диагноза» или приговора. Чтобы увести ученик (и его родителей) от такого фатального восприятия ситуации и результатов тестирования, следует показывать ценность приобретенного опыта при любых результатах. Человеку полезно осознать, что его успешность в жизни определяется не столько везением или единовременным успехом в каком-то тесте, сколько способностью воспринимать собственные ошибки как определенный жизненный урок. Это помогает увидеть свои слабые и сильные стороны и в соответствии с ними находить в дальнейшем оптимальные пути решения возникающих проблем.
Что касается конкретной ситуации тестирования (экзамена) и умения преодолеть страх перед ней, полезно учащимся предложить освоить некоторые приемы регулирования своего психического состояния в стрессовых условиях. Ситуация «ничего не помну» знакома каждому. Но далеко не все могут собраться, успокоиться и выйти из ступора. Вроде бы, это не так уж и сложно, а на самом деле может оказаться камнем преткновения в стрессовой ситуации экзамена или тестирования. Конечно, есть люди, у которых от природы высокая стрессоустойчивость, но это свойственно немногим. И если система накопления знаний у выпускника достаточно хорошо отработана, ведь все время и силы при подготовке уходят именно на это, то регулировать собственное эмоциональное состояние, расслабляться никто не учит. Между тем страх неплохо устраняется любым осознанным взаимодействием с дыханием и особенно с голосом.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ВНУТРЕННЕГО ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Упражнение 1
Сядьте удобно, выпрямите спину. Сосредоточьте свое внимание на словах «Я спокоен». Повторите их медленно, несколько раз. Не пытайтесь отгонять мысли, т.к. это вызывает дополнительное напряжение. Затем мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая». Снова повторите: «Я спокоен». После этого 5-6 раз произнесите: «Левая рука тяжелая». Затем повторите: «Я спокоен». В завершение сожмите кулаки, сделайте глубокий вдох. Сделайте выдох и расслабьте кисти рук. Затем повторите все сначала, но «тяжелеют» при этом ноги.
Справиться с тревожным состоянием поможет чередование напряжения и расслабления тела.
Упражнение 2
Сядьте удобно, руки при этом положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начните медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали весь сок». Расслабьтесь. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите это упражнение. Вновь расслабьтесь. Затем выполните упражнение одновременно обеими руками. Расслабьтесь.
Упражнение 3
Представь, страх твой — гармошка, играющая в груди. Выдохни до предела — гармошка сжата. Теперь, полно вдыхая, с любым звуком, растягивай ее до отказа… До отказа сжать-выдохнуть, немного подождать… Снова разжать… Раз 7-12, полностью сосредоточившись.
В конце упражнения от страха не останется и следа.
Упражнение 4
Громкий звук «Ш-Ш-Ш… Щ-Щ-Щ…». Издаваемый в течение полуминуты, снимает любой страх и тревогу как минимум на ближайшие полчаса. Подтвердить любая змея.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ
Задача педагогов — научить взрослеющего человека справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать».
- Сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.
- Создайте ситуацию эмоционального комфорта.
- Ни в коем случае не нагнетайте обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящего экзамена, ЦТ и значимости его результатов.
- Создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение. В этом огромную роль играет поддерживающее высказывание «Я уверен(а), что ты справишься».
- Обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться. Если ученик обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» — лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверен(а), что ты все правильно сделаешь и у тебя все получится».
- Очень важно, чтобы неуверенный в себе ученик поучил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Если ребенок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, надо спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнить следующее задание?» — и предложить альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?».
- Не стоит говорить тревожным и неуверенным детям фразы типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания.
- Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.
- Поддерживайте выпускника при неудачах.
- Подробно расскажите ребятам, как будет проходить экзамен, ЦТ, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена и ЦТ.
- Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности — это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.
- Приложите усилия к тому, чтобы родители ознакомились с правилами для выпускников и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзаменационной компании, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.