Рекомендации психолога учителям.
Быть учителем в наше время – подвиг. И не только потому, что учительская зарплата в несколько раз меньше, чем зарплата среднего менеджера. Требования к образованию возросли, родители предъявляют к учителю все больше и больше требований. Они требуют от учителя мудрости, опыта, эрудиции, понимания и доброты. Но зачастую родителя не осознают, что его «чадо» нагловатое и бесконтрольное в своем гормональном развитии, с гонором, которого хватит на десятерых. А ведь педагоги общаются с детьми намного дольше, чем родители, да еще при этом учат их различным наукам. И не потому что им это выгодно, а потому, что по-другому не могут. Искренне хочется облегчить работу преподавателям несколькими психологическими советами.
1.Жалейте себя, свое здоровье. Не стоит надрывать голосовые связки, говорите тихо, но по возможности эмоционально. Кому надо – тот услышит.
2.Помните, наибольшим авторитетом пользуется тот учитель, который в процессе учебы наиболее строг, зато во время проверок и экзаменов становится «отцом родным».
3.Не давайте «выводить себя «из себя». Если у вас в классе завелся несносный ученик, который мешает проводить урок, не спешите применять к нему репрессивные меры. Лучший способ нейтрализации «шалуна» - его полное игнорирование.
4. Не пренебрегайте помощью психолога. Не ждите, что он сам прибежит к вам. Прийдите и лично обратитесь с просьбой выработать тактику общения с несносным учеником .
5.В тоже время полностью не полагайтесь на мнение психолога. Больше доверяйте своей интуиции: ведь вы с ребенком знакомы не первый день. А психолог знает его меньше вашего.
6.Когда на улице тепло, выберитесь со своим классом в поход. Неформальная обстановка, костер, джинсы вместо строгого костюма сделают свое дело.
7.Выбирайте себе в помощники родительский комитет из тех мам и пап, которые реально будут вам помогать, с которыми у вас хороший контакт.
8.Помните о себе, не задерживайтесь за тетрадками до поздней ночи. Найдите время для спорта и танцев. Не забывайте о театрах и кино. Вы нужны здоровыми. Сильными, бодрыми, с хорошим настроением и оптимистическим настроем!
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
КАК ПРАВИЛЬНО СДЕЛАТЬ УЧЕНИКУ ЗАМЕЧАНИЕ. СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
В воспитательной практике педагогу часто приходится делать замечания своим ученикам. Однако их ответная реакция бывает различной - от принятия замечания до откровенной грубости. Чтобы педагог мог избежать неприятных ситуаций, которые часто приводят к конфликту, предлагаются следующие правила:
1. В своих замечаниях обсуждайте конкретный поступок учащегося, а не его личность. Ваши представления о нём как о человеке оставьте при себе.
2. Говорите о своих наблюдениях, а не о своих мыслях по поводу увиденного.
3. Более эффективно замечание в форме описания увиденного. Для этого необходимо повествовательно изложить увиденное, а затем, также повествовательно, то, что должно было бы иметь место с вашей точки зрения.
4. Говорите о том, что конкретно делает данный ученик не так, когда его поступки вызывают у вас те или иные чувства.
5. Если говорите о том, что вам не нравится в поведении данного ученика, старайтесь в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.
6. Лучше всего обсуждать недавние поступки, не возвращаясь к прошлым и невыясненным претензиям.
7. Советы эффективнее оформлять в виде некоторых ожиданий насчёт возможного поведения учащегося, в форме сообщения некоторой информации о вариантах действий. Например: "Я ожидал, что ты придёшь на мой урок или хотя бы поставишь в известность, что ты...".
8. Старайтесь не давить на учащегося словами и эмоциями. Главное - помочь понять, как его поступок воспринимается окружающими, одним из которых являетесь вы.
9. Бессмысленно говорить о том, на что человек в данное время повлиять не может. Лучше обсуждать то, что может быть исправлено.
10. Необходимо учитывать время, место и форму, в которой обсуждается поступок. Неудачно выбранная ситуация или способ изложения могут принести не пользу, а вред личности учащегося.
11. Обязательно помните, что большой процент успеха зависит от того, умеете ли вы уважать себя и своего ученика и хотите ли вы, чтобы он вас понял.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ПОВЫШЕНИЮ САМООЦЕНКИ "ПРЕНЕБРЕГАЕМЫХ" И "ИЗОЛИРОВАННЫХ" УЧАЩИХСЯ
1. Создавать ситуацию "успеха": хвалить при всём классе за выполненное дело, говорить что-либо негативное только с глазу на глаз, говорить позитивно о внешности ребёнка, сравивать только с его собственными результатамии.
2.Привлекать к организации и участию в классных мероприятиях.
3. Оказывать поддержку, помня о том, что у данных детей обычно высокая тревожность.
4. Помогать влиться в коллектив, акцентируя внимание на положительных качествах и нивелируя отрицательные.
5. Если необходимо дать отрицательную оцену какой-то деятельности, то обсуждать проблему ребёнка с ним наедине, не вынося на всеобщее обсуждение.
6. Поддерживать учащихся склонных к соматическим нарушениям (уходу в болезнь).
7.Осуществлять контроль учащихся с возможными агрессивными проявлениями девиантного поведения. Создавать условия для проявления их потребности к лидерству.
8. Создавать условия для проявления способностей и возможностей в совместной деятельности с одноклассниками.
9. Попробовать провести классное мероприятие совместно с родителями. Организацию мероприятий передать учащимся, контроль за его организацией наметить совместно с классом.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ ПО ОБЩЕНИЮ С ПОДРОСТКОМ
- Стремиться делать меньше замечаний.
- Избегать нравоучений, а больше использовать приёмов, побуждающих к самоанализу и самооценке подростка.
- Не допускать окрика и оскорблений.
- Взрослые должны быть щедрые на похвалу и скупыми на порицание.
- Порицание должно быть оптимистичным, включать в веру в будущие успехи ребёнка.
- Надо верить в дела ребёнка и отмечать даже незначительные его успехи.
- Следует учить ребёнка преодолевать трудности, доверять ему.
ПРАВИЛА ОПТИМИСТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ
1. Кто не любит детей, свою работу, тот не имеет шансов на успех, на счастье творческого труда с детьми.
2. Меньше замечаний и раздражающих интонаций, больше приёмов, побуждающих к самоанализу и самооценке.
3. Нельзя воспитывать на крике, приказе, оскорблении. Главный показатель качества воспитания - "непуганные дети". Недостатки учащихся должны вызывать у педагогов не озлобление, а озабоченность.
4. Надо верить в ученика. Особенно же следует доверять коллективу. Лучше ошибиться в доверии, чем оскорбить детей недоверием.
5. Необходим индивидуальный подход к трудному ученику.
Рекомендации учителям-предметникам по работе с учащимися 5 классов
1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников при выборе терминологии, подборе методических приемов.
2. Не перегружайте учеников большим по объему домашним заданием, дозируйте его с расчетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
3. Следите за темпом урока - высокий темп мешает многим детям усвоить материал.
4. Настраивайте эмоциональный контакт с классом.
5. На заседании методических объединений, классных и школьных совещаниях отрабатывайте единые требования к ученикам (придерживайтесь единого орфографического режима, критериев оценивания).
6. Продолжайте развитие и формирование ключевых компетентностей детей.
7. Настраивайте эмоциональный контакт с родителями школьников.
8. Никогда не используйте оценку как способ наказания ученика. Оценка достижений должна ориентироваться на успех, влиять на мотивацию обучения, а не на ее снижение.
9. Фиксируйте позитивную динамику в развитии каждого ученика (не сравнивайте Катю и Мишу, а сравнивайте Мишу сегодня и вчера).
10. Развивайте привычки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признавать свои ошибки.
11. Постоянно анализируйте «плюсы» и «минусы» в своей работе.
12. Используйте разные методики в группах, парах, индивидуально.
13. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, самостоятельные работы и т.д., выставляйте оценки не формально, а с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
14. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент, темп, переключение, особенности внимания, двигательную активность и т. д.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Создавать доброжелательную атмосферу в классе.
2. Поддерживать творческую исследовательскую активность учащихся, включенность их в различные виды деятельности.
3. Предоставлять возможность учащимся самим оценивать свою деятельность.
4. Использовать в работе необычные формы преподнесения учебного материала, вызывающие отклик у учеников (познавательные игры, ситуации спора, дискуссии, анализ жизненных ситуаций и др.), а так же занимательность изложения материала (пример, опыты, парадоксальные факты).
5. Мастерски использовать чувство юмора в определенных ситуациях, занимательность в изложении материала.
6. Умелое использование совета, направляющего ученика на правильное решение, вместо прямого вмешательства в выполнение задания.
7. Умело применять поощрения и порицания, терпимое отношение к различным негативным проявлениям учеников.
8. Опора на то положительное, что есть в каждом ребенке.