РусскийБеларускi

 

Государственное учреждение образования
"Слободская средняя школа имени Адама Гуриновича"

 

Одно окно | Об учреждении | Обучающимся | Родителям | Учительская | Сервисы | Попечительский совет | ШАГ | Патриотическое воспитание | Питание | Родительские университеты | Историческая память | История.Традиции.Достижения | ПОЕЗД ПАМЯТИ | НИКО | Краеведческий музей

 

Меню раздела

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ И ЛЬГОТЫ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ, В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Ссылка на видео

Об ответственности за участие в несанкционированных мероприятиях

Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» четко определен порядок проведения таких инициатив. К ним относятся собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование. Любое несоблюдение установленных требований влечет административную либо уголовную ответственность.

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
Статья 24.23. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, –

влекут наложение штрафа в размере до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные организатором таких мероприятий, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до ста пятидесяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

4. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

5. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, –

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

6. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, –

влекут наложение штрафа в размере от сорока до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/koap_rb/24.23.htm

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
Статья 19.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, –

влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/koap_rb/19.4.htm

 

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
Статья 24.3. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, –

влечет наложение штрафа в размере от двух до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/koap_rb/24.3.htm

 

Следует отметить, что за совершение преступлений против государства, порядка управления и общественной безопасности предусмотрены строгие меры ответственности. Так, организация массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти на основании ч.1 ст. 293 УК повлечет за собой наказание в виде лишения свободы до 15 лет, а участие в совершении таких действий –в виде лишения свободы до 8 лет.

    Если при проведении массовых мероприятий с нарушением установленного порядка по неосторожности наступит гибель людей, причинение тяжких телесных повреждений одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере, то в соответствии со ст.369-3 УК за такие деяния могут назначить наказание в виде ареста, или ограничения свободы на срок до 3 лет, или лишения свободы на тот же срок.

    За организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них, если они будут связаны с неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекут нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений и организаций грозит наказание вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет (ст. 342 УК).

   Ответственность вплоть до лишения свободы может наступить за сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка (ст.363 УК), а также за насилие либо угрозу применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности (ст.364 УК).

   Случаи публичных призывов к захвату государственной власти, насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, измене государству, совершению акта терроризма или диверсии, иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, являются основаниями для уголовной ответственности по ст. 361 УК. За перечисленные действия, совершенные с использованием СМИ или глобальной компьютерной сети Интернет, предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы до 5 лет.

  Кроме уголовной и административной ответственности, законодательством установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязан его возместить.

   Уважаемые граждане! Напоминаем: организация и участие в несанкционированных массовых мероприятиях без разрешения на их проведение – незаконны.

   Мы располагаем достаточным количеством сил и средств, чтобы противостоять не желающим соблюдать национальное законодательство.

   Призываем проявить благоразумие и взаимоуважение!

 

 

 

Законодательство Республики Беларусь об ответственности родителей за воспитание детей

Закон РБ О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь

Закон РБ «О противодействии торговле людьми»

Алкоголизм - беда общая!

Алкоголю НЕТ!

Электронные сигареты!

  Правила пожарной безопасности для детей и подростков 

Уважаемые родители! В целях вашей безопасности и безопасности ваших детей как можно чаще беседуйте с малышами о том, как себя вести в чрезвычайных ситуациях.

Главное: научите детей избегать потенциальную опасность пожара. Не забывайте повторять с детьми правила пожарной безопасности.

Вопросы, на которые каждый ребенок должен знать правильный ответ:

  • Что нужно делать, если возник пожар в квартире? (позвонить по телефону 101 или с сотового 101 и сообщить адрес пожара, свою фамилию, что и где горит)
  • Можно ли играть со спичками и зажигалками? Ответ: Нельзя. Спички – одна из причин пожара.
  • Чем можно тушить пожар? Ответ: Одеялом, пальто, водой, песком, огнетушителем.
  • Можно ли самостоятельно пользоваться розеткой? Ответ: Нельзя. Нужно просить взрослых включить или выключить электроприборы.
  • Назови номер пожарной службы? Ответ: 101.
  • Главное правило при любой опасности? Ответ: Не поддаваться панике, не терять самообладания.
  • Можно ли без взрослых пользоваться свечами, бенгальскими огнями у елки? Ответ:Нет, нельзя, может возникнуть пожар.
  • Можно ли дотрагиваться до включенных электроприборов мокрыми руками? Ответ:Нельзя! Вода пропускает ток через себя. Это опасно для жизни.

В случае возникновения пожара, если рядом нет взрослых, детям нужно действовать следующим образом:

  • Обнаружив пожар, позвонить по телефону 01 или с сотового 010, 112, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.
  • Предупредить о пожаре соседей, если необходимо, они помогут ребенку вызвать пожарных.
  • Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры.
  • Ребенку необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении – закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу – внизу дыма меньше.
  • При пожаре в подъезде пользоваться лифтом запрещается. Он может отключиться.
  • Ожидая приезда пожарных, сохранять спокойствие.
  • Когда приедут пожарные, выполнять все их указания.

     

«Спайс – угроза»

В настоящее время на территории республики актуальной проблемой является распространение курительных смесей, содержащих в своем составе синтетические каннабиноиды, так называемые «дизайнерские» наркотики. Как правило, такое зелье изготавливается с целью копирования одурманивающих эффектов, свойственных тяжелым наркотикам и психотропным веществам.

Данные «миксы», «спайсы» рекламируются как легальный продукт, не содержащий наркотических средств и психотропных веществ, что не соответствует действительности. Особую опасность при немедицинском потреблении новых психоактивных веществ вызывает их больший наркогенный потенциал по сравнению с «традиционными» видами наркотиков и возникающие при этом необратимые процессы в организме и психике человека.

Курительные смеси получают популярность в молодежной среде, их основными потребителями становятся, как правило, молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет. Продажа активно ведется как посредством сети Интернет, так и на территории учреждений образования, в общежитиях.

Спайс (от англ. «spice» – специя, пряность) – разновидность травяной смеси, в состав которой входят синтетические вещества и обыкновенные травы.

Появились спайсы в начале 21 века в Европе и продавались под видом благовоний.

Употребление «спайсов» приводит к следующим последствиям:

1. Влияние «спайсов» на организм в целом.

Приверженцы курительных смесей страдают постоянным кашлем, усиленным слезоотделением, имеют хриплый голос, как во время курения, так и в промежутках. Постоянное воздействие дыма смесей на слизистые становится причиной развития воспалений дыхательных путей хронического характера. Часто развиваются хронические ларингиты, фарингиты и воспаления легких. Продолжительное курение таких смесей может привести к развитию рака полости рта и гортани, глотки и легких.

Страдает так же и весь организм в целом: легкие, печень, фильтрующая нечистую кровь, мозг, и, так или иначе, ряд других органов. Очень пагубно воздействует курение спайса на мозг. Капилляры мозга, пытаясь не пропустить яд к «основному центру управления», резко сужаются. В результате кровь просто не может снабжать кровь кислородом. Как и любые другие клетки, клетки мозга, лишенные кислорода, просто погибают. Именно этот эффект и нравится подросткам – возникает ощущение легкости и беззаботности.

2. Центральная нервная систем (ЦНС).

В первую очередь от употребления подобных курительных смесей страдает человеческая психика, воздействие на нее оказывается, так же как и при применении сильнодействующих наркотических веществ.

Влияние ингредиентов дыма на ЦНС обусловливает привыкание к курению «спайса». Со стороны ЦНС могут проявляться разнообразные реакции: состояние эйфории, неаргументированная истерика или взрывы хохота, расстройства координации и ориентирования, визуальные и слуховые галлюцинации, абсолютная утрата способности контролировать себя и свое поведение. Все перечисленные нервные реакции уже своим присутствием грозят человеческой жизни. Известно огромное количество случаев, когда накурившиеся люди прыгали с последнего этажа высотного дома или купались в ледяной воде.

При регулярном курении «спайсов» возникают необратимые нарушения деятельности ЦНС. Могут наблюдаться стойкие нарушения внимания, ослабление памяти и снижение интеллекта, появляется склонность к депрессии и суициду. Кроме всего прочего, курильщики «спайса» имеют все шансы если не умереть, то стать инвалидами по причине тяжелых поражений ЦНС.

3. Интоксикация организма.

В отличие от растительных препаратов, допустим, конопли, действие курительных миксов на человеческий организм в 5…10 раз сильнее, вызывает глубокую необратимую шизофрению. Миксы для курения становятся первым шагом на пути перехода к более тяжелым наркотикам.

При проникновении с дымом отравляющих веществ могут возникнуть токсические реакции – тошнота и рвота, учащенное сердцебиение и высокие показатели артериального давления, спазмы и судороги, обморок и кома. Сложность в устранении последствий курения смесей «спайс» заключается в том, что во многих случаях в крови пациентов при анализе отсутствуют наркотические соединения, что существенно затрудняет диагностику и назначение грамотного лечения.

Систематическое применение такого рода курительных смесей провоцирует физическую и психическую адаптацию, а абстинентный синдром (или синдром отмены) проявляется в болях во всем теле, тошноте, лихорадке. Курение смеси приводит к расстройству психики. Под угрозой оказываются память, умственная деятельность, внимание.

По другим клиническим наблюдениям, долгосрочное употребление «Спайс» оказывает негативное воздействие на половую систему. Курение «спайсов» также влияет на эрекцию, замедляет подвижность сперматозоидов и нарушает цикл менструации у женщин. В ряде случаев это приводит к бесплодию.

В целях противодействия распространению курительных смесей органами внутренних дел Минской области постоянно проводятся активные мероприятия, в результате которых в 2013 году выявлено 160 преступлений, связанных с незаконным оборотом указанных веществ, изъято 2 кг 613 грамм (261 300 разовых доз) курительных смесей и реагентов для их изготовления, для сравнения – в 2012 году изъято 194 грамма.

Справочно:

В январе-феврале 2014 года на территории Минской области задержано 65 лиц, причастных к незаконному обороту курительных смесей, из них 8 несовершеннолетние, учащиеся средних и средне-специальных учебных заведений, возбуждено 85 уголовных дела.

Из незаконного оборота изъято около 170 грамм особо опасных психотропных веществ, как в составе курительных смесей, так и в виде чистой субстанции (реагенты для изготовления).

Установлено 7 случаев передозировки, из них 2 – со смертельным исходом.

Запрет курительных смесей.

C 7 апреля 2010 года Постановлением Министерства здравоохранения РБ все виды известных на тот момент психоактивных веществ, содержащихся в курительных смесях, внесены в «Список 1 особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, не используемых в медицинских целях».

В настоящее время Республиканский перечень дополняется новыми наркотическими средствами и психотропными веществами несколько раз в год: в 2010 году добавлено 20 веществ, в 2011 году - 40 веществ, в 2012 году - 18веществ. В 2013 году перечень пополнялся четыре раза и в него внесено 458веществ. Последний запрет вступил в силу 29 января 2014 года – было запрещено 30 веществ.

По инициативе МВД в Закон Республики Беларусь «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» введено понятие аналоговнаркотических средств и психотропных веществ, определен порядок отнесения веществ к аналогам наркотических средств, психотропных веществ, установлена уголовная ответственность за их незаконный оборот. Такое нововведение позволяет в кратчайшие сроки идентифицировать вещества и размещать их на официальном сайте МВД, после чего на следующий день с момента размещения на сайте вещество считается запрещенным. Такой механизм позволяет в разы сократить время включения новых веществ в соответствующие списки и перечни и оперативно реагировать на складывающуюся оперативную обстановку в республике.

В ходе практической деятельности и мониторинга интернет-ресурсов установлено, что использование понятия «аналоги» оказывает положительное влияние на недопущение распространения синтетических наркотиков. Все те вещества, которые подпадали под определение аналогов на территории республики, в оборот не поступали. Однако, как показала практика отнести к аналогам можно только единичные курительные смеси, так как при их синтезе стали замещаться более сложные группы атомов, в связи с чем, в настоящее время назрела необходимость скорректировать понятие аналогов с учетом особенностей структурных формул синтетических каннабиноидов.

 

 

Родителям на заметку

 

Если ребенка постоянно критикуют,

                                                                он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде,

                                                               он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают,

                                                               он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках,

                                                               он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости,

                                                              он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают,

                                                              он учится верить в себя.

Если ребенок растет в честности,

                                                             он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в безопасности,

                                                            он учится верить в людей.

Если ребенка поддерживают,

                                                            он учится ценить себя.

Если ребенок живет в понимании и в дружелюбии,

                                                     он учится находить любовь в этом мире.

 

«Посейте поступок –

                      пожнете привычку,

посейте привычку –

                     пожнете характер,

посейте характер –

                     пожнете судьбу…»

Уильям Теккерей

Почему дети попадают в ДТП? Факты о безопасности дорожного движения и детях

Не будем  брать во внимание фатальные стечения обстоятельств, когда ребенок становится участником дорожно-транспортного происшествия, не нарушая правил. То есть, например, когда он находился внутри автомобиля или был сбит на тротуаре пьяным водителем. Рассмотрим основные причины ДТП, происходящие по вине детей.

  • Резкое и слабо прогнозируемое появление ребенка на проезжей части перед движущимся транспортом, причем в местах, не предусмотренных для перехода дороги;
  • Выход на дорогу из-за крупного препятствия, обычно в неустановленном месте. Часто это переход ребенком дороги сразу после высадки пассажиров из общественного транспорта. Взрослые сами провоцируют такое поведение, поскольку вместо того чтобы пройти десяток метров до пешеходного перехода идут вразрез правилам дорожного движения. Причем всё еще усугубляется тем, что автобус и троллейбус дети могут обходить спереди, а трамвай сзади, что противоречит всем базовым принципам дорожной безопасности;
  • Игнорирование сигналов светофора или переход дороги в непредназначенном для этого месте, часто в десятке метров от наземного или подземного перехода;
  • Игра на проезжей части или около неё. Особенно эта проблема актуальна в небольших населенных пунктах или на окраинах крупных городов, где движением транспорта происходит довольно редко;
  • Езда на велосипеде по дорогам, а также перемещение пешим ходом не по тротуару, а по проезжей части.

Почему же дети так опрометчиво поступают, совершенно не задумываясь о безопасности дорожного движения? Ответ на этот вопрос состоит из нескольких причин. Тут проблемы как физиологического, так и психологического плана. К физиологическим относятся те факты, что дети медленно реагируют на происходящие события, они видят изображение только перед собой – так называемое туннельное зрение, плохо определяют источник звука и тяжело ориентируются в понятиях «право» и «лево». Поэтому им сложно определить и отреагировать на опасность. К психологическим причинам относится непонимания ребенком степени опасности, ведь у него нет врожденно страха перед движущимися машинами. Также он не до конца понимает физические законы движения больших предметов, ему кажется, что реальное авто может остановиться так же быстро, как и в мультике. Школьник не всегда прогнозирует губительные последствия своих поступков, он просто делает то, что на данный момент ему кажется правильным. Не стоит забывать и о дурном примере взрослых, которые сами нарушают ПДД. А еще дети часто сосредотачиваются на каком-то действии и не могут контролировать другие процессы, если их что-то сильно увлекло, то они попросту забывают про всё остальное. Например, бегут за мячом прямо под колеса машины. Конечно, обычно со временем навыки контроля реальности и осознание последствий приходят к школьнику, но задача родителей оградить его от непоправимых действий уже сейчас.

ПАМЯТКА

для родителей по профилактике экстремизма

Одной из особенностей современного общества  стала активная деструктивная деятельность многочисленных общественных формирований, в том числе различных партий и общественных движений. Анализ их деятельности показывает, что она по многим направлениям выходит за рамки закона: их печатные издания, пропагандистские кампании прямо угрожают общественному порядку, спокойствию и безопасности граждан, межнациональному согласию, государственному строю, то есть – имеют выраженный экстремистский характер.

По своим направлениям экстремизм многовекторен. Экстремистская деятельность может осуществляться в отношении совершенно различных субъектов: властных структур, отдельных политиков и их объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин или религиозных деятелей, наций, народностей. Отсюда и разные формы экстремизма: экстремизм националистический, религиозный, молодежный.

Необходимо отметить, что в чистом виде ни одна из форм экстремизма не существует. Всегда происходит смешение названных форм с преобладанием той или иной окраски там, где в действие вовлекаются массы населения, где затрагиваются интересы многих людей, где нарушается общественный порядок, создается угроза жизни и здоровью людей, всегда политика переплетается с национализмом, религией и т.д. Как любое негативное явление, экстремизм не рождается на «пустом месте». Причин, определяющих возникновение и существование экстремистских организаций, достаточно много. Поэтому огромное значение имеет анализ мотивации преступного поведения их членов.

При анализе социально-психологических причин преступного поведения нельзя забывать о взаимном  влиянии культур, которое может быть позитивным и негативным. Всплеск массовой ксенофобии, связанной прежде всего с миграционными процессами, этнической монополизацией малого и среднего бизнеса, разным менталитетом граждан.

Насколько многообразен и многолик экстремизм, настолько разнообразны порождающие его мотивы. Основными мотивами,  порождающими экстремизм, являются: материальный, идеологический, желания преобразования и неудовлетворенности реальной ситуацией, власти над людьми, интереса к новому виду деятельности, товарищеский, самоутверждения, молодежной романтики, героизма, игровой, привлекательности смерти. Мотивация правонарушителей существенно отличается от мотивации законопослушных граждан.

Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую. Нахождение в группе способствует возникновению определенных мотивов поведения, постановке новых и уходу от старых целей. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить данное преступление.

Характер мотивации поведения каждого члена и всей группы в целом различается по силе и направленности. Сила мотивации зависит от взаимного влияния участников группы, их консолидации. Поскольку экстремистские организации, как правило, стараются поддерживать конспирацию своей деятельности, они вынуждены быть сплоченными, за счет этого достигается усилие мотивированности поведения каждого участника. Члены группы четко распределены по своим ролям: идеолог, руководитель, организатор и исполнители. В группе действуют довольно жесткие правила, требующие от участников безоговорочного подчинения.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об особенностях преступлений экстремистской направленности. В подавляющем большинстве членами молодежных экстремистских группировок выступают молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях до 25-30 лет). Субъектами преступлений выступают лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми являются и девушки.

В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать такой: для преодоления все политических и экономических проблем в стране необходимо создание «чисто национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз. Причем, идея чистого государства присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам исламского толка, призывающим  в свою очередь к созданию чистого государства на религиозной (мусульманской) основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное указанными идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.

Какими бы мотивами ни руководствовались экстремисты, их основная цель дестабилизация социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций.

Органами внутренних дел реализуется комплекс мер, направленных на выявление экстремистских настроений и принятие необходимых профилактических мер в молодежной среде.

На постоянной основе проводится мониторинг средств массовой информации и информационных ресурсов сети «Интернет» для установления фактов публикаций информации экстремистского содержания, а также несанкционированных митингах и акциях протеста.

Памятка

    Компьютерная зависимость - это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.

         Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые.

         В наше время термин «компьютерная зависимость»  все еще не признан многими учеными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен   формирования патологическойсвязи между  человеком и  компьютером сталочевиден   и приобретает все больший размах.

 

     Проблема компьютерной зависимости детей  приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. Компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности подростка.

Наряду с положительным значением компьютеризации все чаще отмечаются и негативные последствия данного процесса, влияющего на социально - психологическое здоровье детей и подростков. Чрезмерное времяпровождение за компьютером может стать причиной компьютерной зависимости, т.к. компьютер становится основным объектом общения, а потребность физического общения исчезает. Бесконтрольное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Могут наблюдаться проблемы с осанкой. А главное – это возрастание нервно-эмоционального напряжения. Часто многие родители нередко сами вовлекают своего ребенка в виртуальный мир, оберегая подростков от уличных компаний. Но мало кто из них задумывается о том, что компьютерная зависимость приводит к ухудшению здоровья, к проблемам в половой сфере, к замедленному развитию и деформации личности, утрате чувства реальности.  Профилактическую работу необходимо начинать с семьи.

 

 

Причины возникновения 
компьютерной зависимости

  • Отсутствие навыков самоконтроля  (ребенок не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», делает, не думая, не может наметить перспективу).
  • Ребенок не приучен трудиться.
  • Отсутствие самостоятельности.
  • Невежество взрослых.
  • Нежелание родителей полноценно выполнять свои родительские обязанности (отсутствие контроля со стороны родителей).
  • Бурная переписка (более 20 сообщений в день, время летит незаметно).
  • Низкая самооценка ребенка, зависимый от мнения окружающих, легко теряющий уверенность в себе, замкнутый, малообщительный.
  • Развод родителей, дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых.
  • Сильный рефлекс подражания.

 

Фактор  формирования зависимости - свойства характера:

o    повышенная обидчивость,

o    ранимость,

o    тревожность,

o    склонность к депрессии,

o    низкая самооценка,

o    плохая  стрессоустойчивость,

o    неспособность разрешать конфликты,

o    уход от проблем.

 

 

Рекомендации родителям:

  • Формировать у ребенка адекватное отношение к компьютерному миру. 
  • Сделать  жизнь ребенка яркой, интересной и насыщенной.
  • Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера.
  • Искать интересные для ребенка сферы творческой реализации.
  • Согласно нормам Минздрава, 7-10-летние дети могут проводить за компьютером не более 45 мин. в день, 11-13-летние – два раза по 45 мин., старшие – три раза по 45 мин.
  • Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.

 

Ребёнок и развод родителей

 

После развода дети должны жить

с тем из родителей, кто больше уважает бывшего партнера в детях.

Берт Хеллингер

 

Развод - это разрушение отношений между супругами на всех уровнях взаимодействия: эмоционально – психологическом, сексуальном, социально-экономическом и юридическом.

Когда рушится семья, разваливаются семейные отношения, то жизнь бывших мужа и жены меняется полностью - часто человеку приходится фактически начинать жить заново, адаптироваться в новой реальности. Распад семьи немедленно и тяжело сказывается на морально-эмоциональном и материальном состоянии всех её членов, включая детей. Это очень больно. Страшно и обидно. Даже если супруги расстаются по обоюдному желанию (что бывает не так уж и часто), даже если они все сделали «цивилизованно», оба испытывают разочарование, боль, потерянность.

В 2018 году в Беларуси заключили более 60 тысяч браков, более 33 тысяч семей распались. Лидер по разводам — Витебская область. Заявление о расторжении брака чаще подают женщины. 88% всех разводов происходит в городских семьях.

Эксперт в области демографии Анна Ящук отмечает, что за последние годы появилась новая причина разводов — нежелание одного из супругов иметь детей.

Ситуации, конечно, бывают разные, и иногда развод действительно становится единственным разумным выходом, но принимают решение о расставании только взрослые. А дети – всегда, во всех без исключения случаях, становятся заложниками родительского развода.

Каждый ребенок, независимо от возраста и темперамента, воспитания, религии, гражданства и места на социальной лестнице, любит своих маму и папу одинаково сильно.

Для любого ребенка потеря контакта с одним из родителей приравнивается к катастрофе, которая может иметь плачевные последствия.

 

Влияние развода на психику ребенка

Исследования психологов и медиков свидетельствуют о негативном влиянии развода как на взрослых, так и на детей. Однако особенности этого влияния и его последствия различны. Развод для родителей – сознательный шаг, даже если он сопровождается болезненными переживаниями. Ребенок в ситуации развода находится совершенно в другом положении. При рождении малыш воспринимает полную семью как данность. Он чувствует любовь мамы и папы, свою защищенность. Поэтому принятие родителями решения развестись застигает его врасплох. Положение усугубляется тем, что ребенок постепенно начинает осознавать свою беспомощность, невозможность повлиять на ситуацию. По шкале социальной адаптации Холмса – Рея  развод  по своей стрессогенности занимает второе место после смерти близкого человека.

Сильнее всего развод родителей влияет, как ни странно, на
не родившихся детей. Если так получилось, что семья распалась во время беременности женщины, кроха в ее утробе переживает ведь спектр маминых негативных эмоций, его атакуют невероятные дозы гормонов стресса. Малыш может родиться с серьезными нарушениями в работе нервной системы, психике. В 90% случаев такие дети очень тревожны, капризны, часто болеют.

Разлад в семье чувствуют и груднички, и дети постарше.

Что же они испытывают?

Внешне дети могут и не проявлять ничего, особенно если конфликт на домашнем фронте развивался давно,и всем уже изрядно надоели крики, разборки и хлопанье дверью.В этом случае ребенок, вероятнее всего, отнесется к разводу как к логическому завершению сложного периода. Но внутри у него будут полыхать пожары и извергаться вулканы, потому что внутренний стресс (кстати, самый опасный для жизни и здоровья человека) никуда не денется сам по себе. Он накапливается, растет.

Часто к нему «на помощь» приходит комплекс собственной вины за то, что случилось.Так бывает у ребят в возрасте от 2 до 7 лет. Дело в том, что ребенок в силу возраста никак не может понять всех реальных причин развода родителей. А потому «назначает» виновного – себя. «Папа ушел, потому что я плохой». «Мама уехала, потому что я ее не слушалась». Это страшное состояние разрывает душу ребенка на две части. Одна остается с мамой, другая - с отцом. Плюс нелюбовь к себе. Результат – страхи (вплоть до развития фобий), истерики, агрессия или другая крайность – замкнутость и плаксивость. Дети от 2 до 7 лет склонны брать вину за развод родителей на себя.

Если вовремя не оказать таким детям помощь, последствия будут плачевными – психические расстройства, невозможность построить собственные семьи в будущем.

Дети 9-12 летвпадают в другую крайность –начинают испытывать сильную злость на ушедшего родителя (обычно это папа), обиду, у них появляется ощущение собственной ненужности.Особенно если оставшийся родитель бросается устраивать свою личную жизнь – искать нового «папу» или «маму». Ребенок остается один на один со своей бедой. Дети от 9 до 12 лет часто ведут себя агрессивно по отношению к родителю, покинувшему семью

Подростки обычно встречают весть о разводе ярко выраженным протестом, особенно если семья была благополучной или казалась такой.Больше «бузят» мальчики, они категорично обвиняют мам в том, что папа ушел, или, наоборот, растаптывают авторитет отца и встают на сторону матери. Тем самым они подавляют в себе мужское начало и запускают программу «самоуничтожения». Девочки-подростки переживают развод родителей более сдержанно, но не менее сильно.

Многие подростки признаются, что начали испытывать жгучий стыд за неполную семью перед своими ровесниками. И почти у всех ребят из семей, где недавно произошел развод, снижаются интеллектуальные способности. Дети начинают хуже учиться, становятся рассеянными, неорганизованными.

Стресс от родительского развода в любом возрасте может быть таким сильным, что ребенок заболевает физически.

У некоторых уже подросших ребят может появиться ночной энурез. У девочек-подростков дает сбой менструальный цикл. Не так уж редко у детей начинаются проявления аллергии, кожных заболеваний. Обостряются хронические недуги.

Самый сложный период - первое время после развода. Где-то около 6 - 8 недель взрослым будет невыносимо тоскливо, одиноко, обидно и страшно. А потом еще полгода продлится стадия адаптации к новой жизни. Важно, чтобы именно в этот период родители сделали над собой усилие, обуздали свои негативные эмоции и организовали правильно жизнь ребенка. Потому что ему тяжелее вдвойне.

  Реакция ребенка на развод может быть различной.Выделяют три типа поведения детей, переживающих посттравматический стресс.

1. Экспрессивный тип – ребенок не может сдерживать свои эмоции: он кричит, плачет, смеется или рыдает, дрожит, раскачивается.

2. Контролирующий тип –ребенок «успешно» сдерживает себя, и его внешнее поведение не отличается от поведения сверстников. Он кажется даже более спокойным, чем раньше. Однако это впечатление обманчиво: сдержанность может привести к неожиданным и, на первый взгляд, необъяснимым болезням.

3. Шоковый тип – ребенок подавлен, оглушен, производит впечатление человека, пребывающего в «другом мире».  Трудно понять, что произошло с ним, не зная ситуации в семье. Признаки посттравматического шока разнообразны. Так для некоторых детей характерны навязчивые мысли, яркие воспоминания об отце (его вещах, любимом запахе одеколона, любимом блюде, любимой песне и т.п.).  Возможна и противоположная реакция – ребенок стремится вытеснить все, что связано с отцом, - избегает смотреть его фотографии, дотрагиваться до его вещей, слушать его любимую мелодию и т.п.

Развод родителей зачастую сопровождается депрессивным состоянием ребенка. Депрессия проявляется аффективными нарушениями: капризностью, снижением аппетита, страхами. Отрицательные эмоции ведут к целому ряду телесных (соматических) нарушений. Соматический компонент депрессии представлен диареей, тошнотой, рвотой, запорами, энурезом, неспецифическими повторяющимися головными болями, болями в животе, нарушением сна, аппетита, нарушением моторики – от заторможенности до двигательного беспокойства и др.

Очень часто в период развода родителей ребенок начинает регрессировать. Дневник его психического развития «перелистывается в обратную сторону».  Например, пятилетний дошкольник вдруг начинает сосать палец, мочиться в постель, просить, чтобы его завернули в одеяло и покачали, как младенца и т.п.  В данном случае регрессия выступает в качестве психологической защиты. Но если эти потребности не получают удовлетворения, то регрессия усиливает страх ребенка, способствует появлению, а затем и усилению агрессии.

Однако в большинстве случаев болезненные проявления у ребенка после развода родителей – это еще не невротические симптомы, а здоровая   реакция на пошатнувшийся мир, реакция переживаний, и восстановление психического равновесия вполне возможно, только ребенку нужно помочь.

Прежде всего, ребенку следует помочь освободиться от чувства вины, и взять на себя ответственность за его страдания.

Самое сильное переживание, которое дети пытаются скрыть, - любовь к покинувшему семью родителю.  Мало того, что ребенок теряет чувство защищенности, которое давал отец, так он еще боится сказать маме, что очень любит папу. А вдруг мама рассердится на него и тоже уедет в другой город.

Также дети могут винить одного из родителей за развод, независимо от того, был ли он истиной причиной распада семьи (Это ты прогнала папу, он хороший, он любит меня!).

Исследования показывают: существуют некоторые различия в реагирования на развод в зависимости от пола ребенка.  Возникновение невроза у мальчиков отодвинуто по времени от момента развода на 1,5 – 2 года, у девочек - на год.  Девочки чаще носят переживания в себе, и внешне их поведение почти не меняется. Может появиться утомляемость, слезливость, отказ от игр, раздражительность, боли в животе.  Мальчики, как правило, начинают вести себя агрессивно.

Если взрослые не оказывают первой помощи, не беседуют и не разъясняют, дети остаются один на один со своими страхами, которые со временем будут только усиливаться и длинные щупальца боли, полученной в неблагоприятной семье, потянутся далеко в зрелые годы.  Исследования психолога Д. Конвей показывают, что люди, пережившие в детстве развод родителей, отмечают, что у них:

  • Потеряны образцы того, какими должны быть родители;
  • Потеряно  стабильное и безопасное окружение, из которого они должны были выйти во взрослую жизнь;
  • Потеряны советчики и поверенные в лице родителей;
  • Утрачена какая-то часть их детства;
  • Утрачена способность любить, ценить и быть в мире с самим собой;
  • Утрачена способность сближаться с людьми и доверять им;
  • Утрачена способность продвигаться в работе без принуждения.

Эти люди не способны принимать жизненные переживания как часть положительного целого. У них появляется нереальное ожидание того, что любой брак должен стать счастливым. В результате они изо всех сил стараются не допустить конфликтов в своей семье и сохранить ее любой ценой.

Д. Конвей считает, что у взрослых людей, переживших в детстве развод родителей, вырабатываются дисфункциональные установки на всю жизнь:

  • Не доверять себе и другим;
  • Не чувствовать себя независимым и не быть уверенным в себе;
  • Не знать, как любить себя и других;
  • Не интересоваться успехами других людей, а быть поглощенными самим собой.

 

Развод представляет собой ситуацию аналогичную утрате близкого человека и порождает схожую динамику переживаний.

Для описания стадий развода может быть использована модификация модели переживания утраты, предложенная Элизабет Кюблер-Росс.

1. Стадия отрицания. 

2. Стадия озлобленности. 

3. Стадия переговоров. 

4. Стадия депрессии. 

5. Стадия принятия. 

Причиной обращения за консультацией к психологу является изменение в поведении детей.  И в этом нет ничего удивительного. Ведь ребенок является самым слабым звеном в семейной системе. Любые изменения или кризисы в семье, будут ярче всего проявляться в его поведении и психологическом состоянии. Предлагаем более подробно рассмотреть эти стадии со стороны взаимоотношений родителей и детей. 

Стадия отрицания. 

Первоначально реальность происходящего отрицается. На этой стадии актуализируется работа защитных механизмов: 

  • рационализация (“наконец пришло освобождение”, “рано или поздно это все равно бы произошло”). 
  • обесценивание (“на самом деле брак был ужасным”, “мой муж полное ничтожество”).
  • отрицание (“ничего такого не случилось”, “все хорошо”) и др.

 Родители:

  • Переживание болезненных чувств.
  • Создание иллюзии, что ничего не случилось, чтобы  не травмировать психику ребенка.
  • Вовлечение ребенка в супружеские отношения: обесценивание ушедшего родителя или   чрезмерная «любовь» к нему.
  • Нежелание обсуждать с ребенком ситуацию, так как  он еще маленький, или уже большой сам все понимает, или может кому-нибудь рассказать.

Дети:

Ребенок, глядя на родителей, принимает их манеру поведения. У ребенка есть сильные чувства, которые он старается не показывать, чтобы не расстраивать родителя, следствием этого является то, что: 

  • Ребенок замыкается, старается больше времени проводить один.
  • Появляются проблемы со сном.
  • Бывают внезапные приступы крика, плача и гнева без видимых на то причин.
  • Игнорирует одного или обоих родителей.

 Стадия озлобленности. 

На этой стадии возникает чувство злости по отношению к партнёру. Покинутый партнёр переживает состояние фрустрации, вызванное крушением его планов и надежд. 

Родители:

Злость на ребенка, который продолжает любить ушедшего родителя и хочет с ним встречаться. Это может происходить опосредованно в виде повышения требований к ребенку:

  • ты должен учиться на «отлично», 
  • должен больше помогать по дому, 
  • должен не быть как бывший супруг. 

Может проявляться напрямую в виде: 

  • упреков за похожесть на ушедшего родителя, 
  • наказаний за малейший проступок, 
  • придирок по любому поводу. 

 Дети:

У ребенка на этом этапе увеличивается уровень агрессивности, она может быть направлена на родителей, друзей, окружающих и самого себя. 

Проявление агрессивности:

  • ребенок может кусаться, драться.
  • ведет себя вызывающе. 
  • прогуливает школу. 
  • занимается тем, что связано с риском (сигареты, алкоголь, кражи в магазинах и т.д.)

 Стадия переговоров. 

Здесь предпринимаются попытки восстановить брак. Супруги используют различные манипуляции по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность. Иногда прибегают к давлению на партнёра со стороны окружающих.

 Родители:

Манипуляция бывшим супругом:

  • при помощи чувств ребенка с целью: вернуть супруга обратно, получить финансовые дотации для себя под предлогом нужд ребенка.
  • посредством ребенка: запрет на общение в случае «неправильного» поведения бывшего супруга или за невыполнение каких-то Ваших требований.

«Балование» ребенка, в основе которого лежит не желание возместить ему то, чего он лишился в результате развода, а желание доказать себе, что я хорошая мать или отец, и доказать окружающим, и в первую очередь бывшему супругу, что Вы прекрасно справляетесь и без него.

 Дети:

Дети чувствуют, что любое выражение любви к кому-либо из родителей сильно влияет на их взаимоотношения. Существует две стратегии поведения ребенка:

Помирить родителей.

  • становятся «идеальными» (если я буду хорошо себя вести, то мама и папа не будут ругаться, и мы снова будем вместе).
  • совершают хулиганские поступки (если я разобью стекло в школе, то маму с папой вызовут к директору и мы снова вместе).
  • начинают чаще болеть (когда я болею, то мама и папа за меня беспокоятся и мы снова вместе).

Извлечь максимальную выгоду из ситуации.

Конкуренция между родителями за любовь ребенка приводит к тому, что с помощью манипулирования чувствами родителей он может получить все, что хочет, т.к. родители стараются исполнить любые его капризы.

 Стадия депрессии. 

 Когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов, наступает угнетённое настроение. Человек чувствует себя неудачником, его самооценка, доверие к людям падают.

 Родители:

  • Кто виноват? Важно найти виновного, чтобы как то оправдать сложившуюся ситуацию. Когда эти обвинения не приносят желаемого облегчения, начинают винить себя. 
  • Позиция жертвы. Принятие роли самоотверженного родителя, решившего посвятить всю оставшуюся жизнь ребенку, отказавшись от своей собственной личной жизни. 
  • Требование поддержки и сочувствия со стороны окружающих, в том числе и от ребенка, любой ценой. Здесь все средства хороши, в том числе депрессии и всевозможные болезни.
  • Отказ от той помощи, которую готовы оказать близкие, и в том числе бывший супруг добровольно. 

  Дети:

  • регрессия развития (вдруг разучился завязывать шнурки, наливать себе чай, ходить в магазин).
  • возникновение панического страха, если родителя нет рядом.
  • могут появиться: потеря аппетита, проблемы со сном, диарея, частое мочеиспускание.
  • ребенок чувствует себя обманутым.
  • чувствует себя брошенным тем родителем, который не живет с ним рядом.

 Стадия принятия. 

Эта стадия связана с принятием факта развода и адаптацией к изменившимся условиям жизни. В случаях, когда в браке были дети, они тоже нуждаются в поддержке и помощи в адаптации к новой ситуации. 

 Родители:

  • Понимание реального качества распавшегося брака, собственной роли в нем и собственных ошибок.
  • Объективизация собственной самооценки и формирование искреннего уважительного отношения к себе.
  • Понимание, что неуспех в браке - это ещё не неуспех в жизни в целом. 
  • Перераспределении обязанностей. 
  • Поиск высокооплачиваемой работы или дополнительного заработка. 
  • Заключение договора о полноправном участии каждого из супругов в воспитании ребенка.

 Дети:

И хотя прежний мир ребенка, в котором он родился и жил до развода родителей, разрушился, перед ним встает трудная задача – нужно выживать, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. Помощи больше всего он ждет от родителей.

Признаки успешной адаптации ребенка к разводу:

  • Нормализуется сон, аппетит.
  • Повышается иммунитет, реже болеет.
  • Появляется любознательность, желание учиться.
  • Проходят страхи. 
  • Спокойно общается с родителями.
  • Ребенок проявляет интерес к общению и играм с друзьями.

 

 Как рассказать о разводе ребенку

  • Родители не должны привлекать ребенка к обсуждению темы развода. Вопрос типа:  «Как ты думаешь, не будет ли лучше, если мы с папой разведемся?» относится к запрещенным.
  • Не следует также и опережать события, «репетировать» ситуацию развода. Сообщить ребенку печальную новость, а на самом деле и не думать о разводе, означает полное безразличие к его чувствам. Ребенок начинает переживать, расстраиваться, плакать.  Мама с удовольствием смотрит  на эти страдания и говорит супругу: «Вот посмотри, что будет с сыном, если мы разведемся!» Такое манипулирование наносит огромный вред эмоционально-личностной сфере детей.

Если же родители приняли окончательное решение о разводе, то они должны сообщить о предстоящем разводе детям и следовать нескольким правилам.

  1. Во - первых, нельзя скрывать от ребенка ситуацию развода, тайна и отсутствие информации усиливает его тревогу.  Довольно часто бывает, когда мама придумывает историю о длительной командировке отца, и ребенок находится в постоянном ожидании его приезда. Иногда это усугубляется словами мамы:  «Ты себя плохо ведешь, папа никогда не приедет!».  У ребенка возникает не только чувство тревоги, но  и огромное чувство вины.  Бывает и другая ситуация: ребенку сообщают, что его папа погиб или умер. Дети очень сильно переживают эту утрату. Но еще больший стресс они получают, если неожиданно узнают, что отец жив. В этом случае практически невозможно говорить о доверии не только к отцу, но и к матери, а это обязательно отразится на будущей взрослой жизни.
  2. Во-вторых,  сообщить о разводе ребенку необходимо в понятной  и ясной форме.  При этом важно сказать, что мама и папа любят его,  и всегда будут заботиться о  нем. Желательно, чтобы при разговоре присутствовали оба родителя. Отец расскажет, где он будет жить, как к нему можно приехать, позвонить, когда с ним  можно  встречаться  и т.п.  В случае переезда одного из родителей в другой город необходимо сообщить о том, как он будет связываться с ребенком, например, писать письма, звонить по телефону, по скайпу.  Ребенок, получая такую информацию, ощущает заботу родителей о себе, не чувствует своей вины и начинает понимать, как будет строиться его жизнь после развода родителей. Разговор с ребенком должен проходить в спокойной и доброжелательной обстановке. Не стоит этого делать перед сном. Не следует обвинять в сложившейся ситуации других родственников, поскольку важно не прерывать эмоциональных связей  ребенка с ними.
  3. В-третьих, нельзя  ставить перед  ребенком вопрос, с кем он будет жить (вплоть до старшего подросткового возраста).
  4. Нельзя спрашивать, кого ты больше любишь: маму или папу?
  5. Если в семье двое и трое детей, нельзя делить их между родителями.

 

Кому говорить?

Все дети достойны правды. Но не все они в силу возраста смогут принять вашу правду и уж тем более понять ее. Поэтому с ребенком, которому еще нет 3 лет, лучше не обсуждать предстоящий развод, а дождаться пока карапуз начнет задавать вопросы сам. А он довольно скоро поинтересуется, где папа, почему он приходит только в выходной, где он живет. Необходимо быть готовой к этим вопросам и подготовить ответы.

Сообщать в предстоящем разводе обязательно нужно детям от 3-х лет и старше.

Главный принцип такой: чем младше ребенок, тем меньше подробностей ему следует говорить.

 

Как построить разговор?

Честно. Прямо. Открыто.

 

Советы родителям:                    

  • Выражайтесь простыми словами, понятными ребенку в его возрасте. Употребление незнакомых умных выражений и терминов, смысла которых чадо не поймет, вызовет тревогу и даже панику.
  • Чем старше ребенок, тем откровеннее должен быть ваш разговор. Употребляйте местоимение «мы». «Мы решили», «Мы посоветовались и хотим тебе сказать». Говорите о разводе как о неприятном, но временном явлении. Попросите помощи у подростка, чтобы пережить трудный период. «Мне без тебя не справиться», «Мне очень нужна твоя поддержка». Дети это любят, и с удовольствием возьмут на себя дополнительную ответственность.
  • Говорить нужно честно. Акцент сделайте на своих чувствах, но не перегибайте палку. «Да, мне это очень больно и неприятно, но я благодарна папе за то, что у нас есть такой прекрасный и любимый ты». Подчеркните, что развод– это, по большому счету, процесс нормальный. Жизнь не закончилась, все продолжается дальше. Главная мысль при разговоре с ребенком должна заключаться в том, что папа и мама по-прежнему будут любить своего сына или дочь, заботиться, воспитывать. Просто жить вместе они уже не будут.
  • Не стоит врать ребенку, объяснять отсутствие папы или мамы «срочными делами в другом городе». У детей отлично развита интуиция, и если даже они не знают истинных причин происходящей в доме катастрофы, они прекрасно почувствуют вашу ложь. И это непонимание приведет их в ужас. К тому же они могут перестать вам доверять.

Не стоит показывать ребенку свои негативные эмоции. Не стоит показывать свои слезы и истерики и так травмированному малышу.

 

Советы психолога:

  • Не нужно стесняться обращаться за помощью к специалисту. Развод – слишком мощный стресс и суровое испытание для психики взрослых. Для ребенка – он сравним с ядерной катастрофой. Часто без помощи опытного психолога ни вам, ни ребенку с этим не справиться.
  • Дети в семье, которая распадается или уже развалилась, вдвойне нуждаются во внимании.Уделяйте им время, следите, чтобы стресс не вышел из-под контроля и не превратился в тяжелую депрессию или психическое расстройство у ребенка.
  • Постарайтесь проводить выходные, как раньше, всей семьей.Конечно, если отношения с супругом остались доброжелательными. Это потребует от женщины огромной выдержки и самоконтроля, но оно того стоит. В такой обстановке ребенку будет проще привыкнуть к новой жизни.
  • Не срывайте свое зло на ребенке.Не слушайте советчиков, уверяющих, что мальчика, оставшегося без отцовского воспитания, нужно растить жестче и суровее.

Такие мамы хватаются за ремень по поводу и без, ужесточают систему

наказаний и постепенно становятся настоящими диктаторами.

Другая категория мам после развода пытается компенсировать ребенку отсутствие папы подарками и лаской. В результате у них вырастают избалованные изнеженные сыновья, которым сложно стать настоящими мужчинами.

 

Что делать, если развод уже состоялся

  1. Родителям необходимо осознать потребность ребенка  общаться с обоими родителями и не препятствовать встречам с тем родителем, который не живет вместе с ребенком.
  2. Отношения с родителем, проживающим отдельно, должны быть систематическими, не должно быть долгих неожиданных разлук, прерывания контактов.
  3. Нельзя допускать  типичных ошибок, которые ослабляют статус отца в ситуации, когда он ушел из семьи. Для ребенка его образ должен быть позитивным.
  4. Не следует использовать отца в качестве «пугала».  «Если не будешь слушаться, если не сделаешь, все расскажу папе». Ребенок начинает воспринимать отца как нечто угрожающее и с тревогой ожидать встреч с ним. Вместо радости при его появлении ребенок испытывает страх и стыд.
  5. Не нужно приглашать отца специально для наказаний, чтобы у ребенка не  сложился опасный стереотип восприятия его как профессионального экзекутора. Категорически  недопустимо «коллекционирование»  поступков  ребенка с тем, чтобы «обрадовать» папу при  его появлении, если он уже не с вами.
  6. Неправильно отменять решение, принимаемое отцом, в его присутствии. Даже если вы не согласны с ним, постарайтесь скрыть свою реакцию и вернуться к вопросу в более спокойной обстановке. Если не согласны в мелочах,  лучше уступить.
  7. Не следует обсуждать отца с родственниками или друзьями, если рядом присутствуют дети. Не жалуйтесь на низкие заработки или недостаточно  изящные вкусы отца ваших детей, помните, что они всегда  хотят видеть его героем и ваши высказывания  их огорчают.
  8. Будьте осторожнее с иронией по отношению к вашему бывшему мужу – дети  могут не  уловить оттенков речи, но перенять манеру смеяться над отцом.
  9. Критикуя ребенка, не следует говорить фразы типа «Весь в папочку».
  10. Никогда не позволяйте себе в присутствии  детей жалеть о том, что вышли замуж именно за их отца.
  11. Психологи рекомендуют  матери повышать статус отца следующими приемами:

  • Чаще публично благодарить отца за то, что он делает, - за покупки, подарки, внимание;
  • Вспоминать при детях о поступках из юности мужа, которые в глазах детей имеют героический характер. Ведь игра  «А мой папа…» всегда популярна у детей.
  • Чаще советуйтесь с бывшим мужем и сообщайте об этом ребенку: «Я спрошу у папы…» или  «Это может знать только папа…»

12. В жизни новой неполной семьи возрастает роль бабушек и дедушек. Однако дедушке не следует выполнять роль папы (бабушке – роль мамы), вытесняя тем самым родителей.  Крайне важно, чтобы к общению с внуками были допущены бабушка и дедушка супруга, покинувшего семью.  Сохранение прежних связей с родственниками положительно сказывается на эмоциональном развитии ребенка.

13. У ребенка должен быть сформирован новый образ семьи, новая система взаимоотношений с родителями, которые живут отдельно.  Ребенок должен осознать, что такие ситуации в жизни случаются и с другими детьми, что он не одинок в своем несчастье.

Отдельного разговора заслуживает ситуация развода с алкоголиком.  В этом случае все зависит от взаимоотношений детей и пьющего родителя до развода. Если он был груб, асоциален, применял насилие к членам семьи, то конечно создать положительный образ в этом случае трудно. Необходимо сообщить ребенку, что папа болен, поэтому не может с ним общаться.  Нельзя сравнивать сына с отцом – алкоголиком или угрожать отдать его на воспитание пьющему отцу. Это вызовет у ребенка страх, ответную агрессию, злость и ненависть к обоим родителям.  Если отец не является агрессивным алкоголиком, можно подумать о возможности встреч ребенка с ним. Многие пьющие мужчины бывают любящими, добрыми и сентиментальными по отношению к своим детям.

Развод, безусловно, тяжелая травма для ребенка, но иногда он лучше, чем продолжать жить в семье, где давно нет взаимопонимания, уважения, где родители соревнуются, кто громче крикнет или хлопнет дверью.Последствия от развода для ребенка в будущем часто бывают менее серьезными, чем последствия от жизни в неадекватной агрессивной обстановке.

Если отец не общается со своим ребенком, важно восполнить этот урон. Пусть это будет дедушка, дядя, брат. Но мужское общение ребенку необходимо, особенно, если это мальчик.

Хорошо, если ребенок сможет продолжать общаться с отцом и его родственниками после развода. Если такой возможности нет, попросить о помощи можно своих друзей - мужчин, других родственников - представителей сильного пола, потому что ребенку (особенно мальчику) необходимо общение с себе подобными в гендерном плане.

Обычно, после развода дети остаются с матерью, но бывают исключения. Несовершеннолетние могут отправиться жить к отцу по решению суда, если мама ведет асоциальный образ жизни, страдает алкоголизмом, употребляет наркотики.

Как будут общаться дети и родители после развода, зависит от того, как сумеют договориться бывшие супруги. Было бы неплохо установить порядок общения с ребенком после развода: кто и когда ведет его в бассейн, кто забирает, когда папа может сводить чадо в кино, а когда мама отправится с ним на экскурсию.

Чтобы ребенок не ощущал хаоса, маме и папе нужно строго придерживаться графика общения. Оба родителя должны уметь держать свое слово – если пообещали приехать за ребенком в субботу, то необходимо исполнять. Время общения родители тоже должны определить самостоятельно.

Желательно, если бывшие супруги смогут находить хотя бы один день в месяц для совместного досуга. Ребенок нуждается не только в свиданиях с папой или мамой, ему нужно находиться хоть изредка с ними обоими.

Нельзя превращать ребенка в шпиона, и расспрашивать вернувшегося из пиццерии после свидания с отцом сына, как там папа, где он живет, есть ли у него кто-нибудь, как он выглядит? Счастливым?

Следует избегать на встречах с ребенком обсуждения тем состоявшегося развода. Что было, то прошло.

Если у бывших мужа и жены не получается построить конструктивного диалога, и самостоятельно договориться о порядке общения с ребенком после развода, это может стать причиной дополнительного стресса для ребёнка.Оба родителя по закону имеют одинаковые права на своего сына или дочь. Если одна сторона пытается ущемлять это законное право другого, поможет обращение в суд с соответствующим исковым заявлением. Тогда уже служители Фемиды установят график и время общения с ребенком.

 

Счастливы родители – счастливы дети!

В копилку специалисту:

техника «Моя семья в образе цветов» 

Автор: Л.Лебедева (модификация Е.Тарариной) Техника из книги Е.Тарариной «Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера»

Цель: выявление восприятия клиентом себя в своей семейной системе.

Задачи: определение субъективной роли каждого члена семьи с позиции клиента; определение отношения клиента к членам своей семьи.

Инвентарь: краски (гуашь), кисти, баночка для воды, белый лист бумаги (А3). 

Время работы: 40–60 минут.

Возрастные рамки применения: от 5 лет и старше. 

Алгоритм работы 

Вступление. Каждому клиенту предлагается нарисовать свою семью в виде цветов (растений, не цветов радуги). Важно уточнить, что семья — это только люди, живущие в настоящее время, а род — это все представители семейной системы. В данном случае мы рисуем семью. Больше никаких инструкций клиент не получает.

Основная часть.  Рисунок семьи в образе цветов отражает эмоциональное самочувствие, представление о своем месте и роли в семье, взаимодействие между членами семьи.  После создания рисунка клиенту предлагается ответить на вопросы:

  • Что вы создали?
  • Какие чувства у вас возникали, когда вы изображали свою семью на рисунке?
  • Есть ли на нем вы?
  • Как себя чувствует ваш цветок?
  • Какие чувства вызывает у вас рисунок?
  • В каких частях тела у вас появились ощущения, вызванные рисунком? 
  • Какие члены семьи здесь изображены?
  • Какие чувства они испытывают?
  • Взаимодействуют ли цветы?
  • Есть ли члены семьи, проживающие с вами, но отсутствующие на рисунке?
  • Какую ситуацию из вашей семейной жизни иллюстрирует этот рисунок?
  • Что вы способны изменить?

Образы цветов на рисунке, их расположение, среда обитания отражают реальную семейную ситуацию и помогают автору рисунка ее осознать.

Образы цветов могут отражать: 

поле цветов — состояние жизни в социуме, заменяющем семью;  идеальная семья — та, которую автор рисунка хотел бы иметь;  семья, в которой вырос или сейчас живет человек. 

Диагностические рекомендации. 

  • Отдаленно расположенные цветы, отсутствие кого-то из членов семьи указывают на слабые эмоциональные связи, сложности и напряженность во взаимоотношениях клиента с этими людьми.
  • «Увядание» цветов — изображение физического неблагополучия или преклонного возраста человека.
  • Если цветы помещены в цветочный горшок, вазу или растут на клумбе, важно прояснить, кто ухаживает за этими цветами, от кого они получают заботу.
  • Если некоторые цветы размещены на близком расстоянии или растут из одного стебля, важно уточнить, что для автора рисунка означает слишком близкое их расположение.
  • Наличие цветов разной высоты также может стать предметом для анализа.
  • Присутствие в рисунке похожих цветов, а также одинакового цвета может говорить об эмоциональной близости этих людей, их сходстве с позиции клиента.
  • В норме рисунок обычно располагается в центре листа и занимает практически все свободное пространство.
  • Цветы могут занимать разное пространство на листе (большее или меньшее), это может быть связано с тем, как клиент воспринимает то жизненное пространство, которое люди позволяют себе занимать в реальности.
  • Если в рисунке присутствуют дополнительные элементы, важно уточнить у клиента их значение.
  • В норме клиент обычно изображает цветы той местности, в которой прошло его детство, или той, в которой он живет уже долгое время.

Выводы. Техника может быть использована в семейной терапии как диагностическая и терапевтическая форма осознания клиентом своих отношений с членами семьи.

 

Литература:

  1. Книга Нартова-Бочавер С.К.,Несмеянова М. И., Малярова Н. В., Мухортова Е. А. «Ребёнок в карусели развода» - психологический путеводитель по ситуациям, возникающим в семье после развода. Основное внимание авторов - психолога, социолога, философа и психотерапевта - уделяется общению родителей с ребенком. Скачать можно по ссылке: https://klex.ru/6xp
  2. Царенко Н.В. «Развод глазами детей» эта книга - о том, почему, когда и как люди приходят к подобному решению, можно ли вести себя в круговороте развода достойно, что происходит с детьми в семьях, которые рушатся - об их чувствах, о способах зашиты и об отдаленных последствиях - эхе родительской войны. Ссылка для скачивания: https://avidreaders.ru/download/semya-i-razvod-glazami-detey.html?f=rtf
  3. С книгой Г.Фигдор «Беды развода и пути их преодоления» можно познакомиться: https://www.libfox.ru/459983-gelmut-figdor-bedy-razvoda-i-puti-ih-preodoleniya-v-pomoshch-roditelyam-i-konsultantam-po-voprosam-vospitaniya.html
  4. Скачать книгу «Это горькое слово «РАЗВОД» Куличковская Е.В., Степанова О.В. можно по ссылке: http://сказка-калин.рф/data/documents/Razvod.pdf
  5. С вариантами психокорекционных сказок Вы можете ознакомиться по ссылке https://www.b17.ru/blog/107118/

 

Видео:

  1. Взгляд ребенка на развод родителей

https://www.youtube.com/watch?v=or4DdvqnSGk

  1. 8 советов, как ребенку пережить развод родителей

https://www.youtube.com/watch?v=or4DdvqnSGk

  1. Как объяснить ребенку развод родителей

https://www.youtube.com/watch?v=mgy6rk2WmSw

  1. Развод и дети – воспитание и конфликты

https://www.youtube.com/watch?v=msErkNchy_s

  1. Как пережить развод ребенку. Мультфильм «Мальчик и чудовище»

https://www.youtube.com/watch?v=9r-E1sQbD3g

  1. Короткометражный мультик про развод «Улиткин дом»

https://www.youtube.com/watch?v=rUSNd2AJlM4

  1. Мультфильм, помогающий детям понять и

принять ситуацию развода родителей«Отчего люди разводятся. Используется для индивидуальной работы и коллективного обсуждения

https://www.youtube.com/watch?v=Iz8AeaS-LwI