РусскийБеларускi

 

Государственное учреждение образования
"Слободская средняя школа имени Адама Гуриновича"

 

Одно окно | Об учреждении | Обучающимся | Родителям | Учительская | Сервисы | Попечительский совет | ШАГ | Патриотическое воспитание | Питание | Родительские университеты | Историческая память | История.Традиции.Достижения | ПОЕЗД ПАМЯТИ | НИКО | Краеведческий музей

 

Меню раздела

 

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 


                                                               

                                                       

 

 Советы по подготовке к экзамену

  1. Вхождение в структурность: всем трудно начинать непривычное для себя дело или входить в непривычный для себя режим дня или работы. Мы пытаемся отложить это на потом. Однако потом может не наступить. Вы должны выделить для нового дела время, и тратить его только на уговоры себя и на мучения, т.к. сначала ничего не будет получаться. И, возможно, после недели мучений вы включитесь в новый для вас режим дня и начнете готовиться к экзамену.
  2. Связь уровня беспокойства с уровнем притязаний. Чтобы уменьшить тревогу и беспокойство перед экзаменом, необходимо серьезно готовиться к экзамену на протяжении длительного периода времени. Однако если вы мало знаете, но при этом имеете высокий уровень притязаний, связанный с поступлением, у вас будут выражены беспокойство и тревога. Для снятия их необходимо или хорошо подготовиться, или снизить уровень притязаний, связанный с поступлением.
  3. Понимание, а не запоминание. Важно при подготовке к экзаменам понимать изучаемый материал, а не запоминать его механически. Механическая память относится к разряду кратковременных: если вы чего не поняли, вы можете это быстро забыть. Итак, установка должна быть не на запоминание, а на понимание, за исключением некоторых материалов, которые требуют механического запоминания (исторические даты, исключения из правил правописания и т.п.) 
  4. Упражнения для механического запоминания: для улучшения механического запоминания дат, цифр, символов и т.п. необходимо создать яркие ассоциативные образы, причем желательно, чтобы эти образы были нестандартными и имели связь с запоминаемым контекстом.  
  5. Не рекомендуется изучать новый материал непосредственно перед экзаменом (за одну, две недели). Он может заслонить собой старый материал, затруднить его припоминание. Лучше за две недели перед экзаменом заниматься повторением, закреплением пройденного материала
  6. Отдых перед экзаменом. За два - три дня до экзамена необходимо прекратить подготовку к нему - больше развлекайтесь, отдыхайте.
  7. Физическая подготовка. Для того, чтобы быть в хорошей интеллектуальной форме, сохранять свое физическое и психическое здоровье, необходимы определенные физические нагрузки. Физические нагрузки для каждого индивидуальны, но десятиминутные разминочные упражнения могут быть рекомендованы всем по мере необходимости в перерывах между интеллектуальной деятельностью, а именно:

  • круговые движения головой для того, чтобы снять напряжение с шейных позвонков;
  • массаж шейных позвонков и в особенности 7-го шейного позвонка;
  • наклоны туловища или «танец живота»;
  • упражнение «ванька-встанька»: лежа на спине приподнимать и опускать ноги за голову;
  • массаж спины или всего тела.

   Эти упражнения и массаж позволяют снять психическое и физическое напряжения и регулируют правильное течение жизненной энергии, для которой необходима гибкость позвоночника. Поэтому все эти упражнения, так или иначе, связаны с позвоночником.

  1. Наиболее удобная поза для занятий, способствующая усилению интеллектуальной энергии - поза ученика: ноги под собой, или поза ложного лотоса: ноги скрещены. Наша обычная поза, когда мы сидим на стуле, а ноги свешены - не самая оптимальная для занятий. Итак, чем ближе ступни ног к корпусу тела, тем эффективнее распределяется наша энергетика при интеллектуальной деятельности.
  2. Советы по поводу питания: ваша еда должна быть богата витаминами и микроэлементами и должна быть калорийной, т.к. на интеллектуальную деятельность организм расходует больше энергии, чем на физические нагрузки (мясо, рыба, цветная капуста, шоколад, поливитамины - Юникап и т.п., витамин С)
  3. Определенная доза развлечений: не лишайте себя развлечений во время подготовки к экзамену: награждайте себя за успешную неделю занятий одним днем отдыха и развлечений. Иначе может возникнуть переутомление, которое может свести на нет все ваши усилия по подготовке. Основные признаки переутомления: плохое настроение, раздражительность, отсутствие интереса, снижение интеллектуальной деятельности (плохой анализ, синтез, понимание, запоминание и т.п.), а также плохое соматическое состояние. 
  4. Не конфликтовать: конфликты, ссоры, обиды забирают определенную часть интеллектуальной энергии. Эту «роскошь» нельзя себе позволить. Необходимо простить всех своих врагов, не обязательно при этом с ними общаться.
  5. Если вы собираетесь идти на экзамен с большим количеством родственников и друзей, то учтите, что данный фактор может увеличивать значимость экзамена и поступления (т.е. значимость будущего) и мешать вам сосредоточиться на процессе решения, т.е. быть «здесь и сейчас».

 13. Перед экзаменом необходимо выспаться, позавтракать, правда, не рекомендуется сверхплотный завтрак (клонит ко сну), если есть какие-то ритуалы, приносящие вам успех - исполнить их. Если излишне беспокоитесь и напряжены - необходимо сделать физическую разминку, в особенности раскрепостить позвоночник или массаж спины и настроиться на успех.

 14.Приходить на экзамен желательно в привычной для вас одежде, в которой вы себя уютно чувствуете. Нежелательно одевать что-то новое (лишнее энергозатраты на адаптацию).

15.Поведение во время экзамена: не конфликтовать, не злиться, абстрагироваться от аудитории, не торопиться с ответами: времени обычно хватает всем. Необходимо выбрать эффективную стратегию решения тестовых заданий в зависимости от ваших индивидуальных особенностей. Если вы быстро переутомляетесь, то, наверное, лучшее для вас ответить на вопросы по тем предметам, которые по выбранной вами специальности имеют высокий коэффициент. Если у вас инертная нервная система, которая проявляется в долгом раскачивании, включении — начните с самых легких вопросов, потом переходите к трудным.

  16. На экзамене максимально включитесь в настоящее время, о будущем будете думать после экзамена. Забудьте о своих баллах. Получайте удовольствие от процесса решения тестовых заданий. Забудьте, что вас будут оценивать. Ориентация на будущее время может снизить вашу продуктивность и успешность, т.к. увеличивает чувство беспокойства и тревоги. Правда, небольшое чувство беспокойства и тревоги должны быть, т.к. они необходимы для мобилизации всего организма, но не должны зашкаливать и переходить в чувство страха и ажиотажной тревожности: такое состояние не способствует принятию правильных решений.         

 

Рекомендации психолога при подготовке к экзаменам

Самое важное в подготовке к экзаменам – это эффективная организация процесса заучивания и повторения.

Самый распространенный при подготовке среди школьников и студентов способ – оставлять все на последний день и последнюю ночь – является самым непродуктивным. Поскольку в результате этого в голове остается такая «каша», что на экзамене бывает очень трудно разобраться и вспомнить нужную информацию, либо – в случае, если у вас очень хорошая память, вы можете успешно вспомнить то, что читали накануне, но уже через неделю в голове не останется почти ничего. Для долговременного хранения информации в памяти необходимо повторение, а этого вами сделано не было. Читая 1 раз, вы «включаете» в работу лишь кратковременную память, и через некоторое время незакрепленная информация вытесняется другой, более нужной в настоящий момент.

Итак, вам предлагается несколько способов организации процесса повторения, которые, как показала практика, дают наибольший эффект. Выберите тот способ, который вам показался ближе, тот, который подойдет именно вам.

J  I способ. Ценность этого способа – в использовании перерывов при заучивании одного билета, одной темы и т.п., но не длинных. Сначала вы повторяете материал через 5 минут, затем - через 1 час, после – через день.

J  II способ. Организация рационального повторения:

  1. Прочитать – повторить.
  2. Повторить через 10-15 минут.
  3. Повторить через 8-9 часов.
  4. Повторить через день.

J  III способ. Формула успешного повторения ОЧОГ.

О – ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли. Если надо, подчеркните их, выпишите, повторите в памяти.

Ч – чтение. Прочитайте текст внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали, установите их связь с главными мыслями. Несколько раз повторите главные мысли в их связи с второстепенными.

О – обзор. Быстро просмотрите текст. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к главным мыслям.

Г – главное. Мысленно перескажите текст, или еще лучше, перескажите его кому-нибудь или себе вслух, припоминая при этом главные мысли.

   

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА УЧАЩИМСЯ И ИХ РОДИТЕЛЯМ

Возможно, некоторые советы помогут тебе в ситуации самоопределения 

« Кем быть?!»

•  Подготовка к поступлению должна начаться задолго до самого поступления. В этом вам может помочь консультация специалиста по профориентации, у которого Вы получите профессиограмму любой профессии и сопоставите свои возможности с необходимыми требованиями.

•  Используйте, как можно больше источников информации о профессии, включая родителей и знакомых, СМИ, интернет-ресурсы.

•  Выбирая профессию, следует знать ее содержание, плюсы и минусы будущей работы. Для получения более объективной информации полезны встречи с несколькими специалистами этой профессии.

Куда пойти учиться?!

•  Получите заранее как можно больше информации о том ВУЗе, в который Вы собираетесь поступать.

•  Помощь могут оказать справочники для поступающих в высшие и средние учебные заведения Республики Беларусь.

•  При подаче документов в ВУЗ вы можете попросить следующую информацию:

А) Лицензию вуза на право ведения образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации вуза по выбранному направлению подготовки;

Б) Устав вуза;

В) правила приема в вуз;

Г) Положение о Приемной комиссии;

Д) Положение об Апелляционной комиссии.

Как подготовиться к тестированию и экзаменам ?!

•  Для всех, кто хочет проверить соответствие своих знаний требованиям учебных заведений, повторить школьную программу перед централизованным тестированием, выпускными и вступительными экзаменами, издаются школьные справочники, учебные пособия, хрестоматии, книги серий “Домашний репетитор”, “Абитуриент”, “Справочники для школьников и поступающих в вузы”, “Школьные справочники” и др. Все это - незаменимые помощники при подготовке к тестированию и вступительным экзаменам. Эти книги помогут привести свои знания в стройную систему и позволят заранее повторить, вспомнить что-то забытое.

•  Обратитесь в приемную комиссию и получите информацию о графике тестирования, форме экзамена и его программе. Без последней не обойтись: вопросы билетов и задания тестов составляются в строгом соответствии с программой вступительного экзамена.

•  Внимательно просмотрите экзаменационную программу. Рядом с вопросами, ответы на которые вы знаете хорошо и считаете, что этого для

экзамена достаточно, поставьте плюс, рядом с теми, которые не знаете совсем, минус. И работайте по этой разметке.

•  Если материал параграфа слишком объемный, лучше свести его в таблицу, схему, можно разрисовать ее цветными карандашами или фломастерами. Зрительная память очень сильна, и четкое структурирование и цветовые акценты помогут лучше запомнить тему.

•  Пишите шпаргалки! Пишите, но не используйте во время тестирования и на экзамене. Написанное собственной рукой всегда запоминается лучше, чем прочитанное или услышанное.

•  Распределяйте нагрузку равномерно в течение всей подготовки к экзамену. Распределите количество тем по дням, а последний день посвятите отдыху. Стресс и адреналин помогают некоторым выучить все в последний момент. Однако есть риск просто не успеть.

•  Ложитесь спать перед днем проведения тестирования или экзамена раньше, чтобы выспаться, даже если вы не успеваете что-то выучить. В противном случае уставший мозг будет просто не способен актуализировать всю информацию при написании тестов или на экзамене.

•  Следите за своим здоровьем. Можно пить витамины, двигаться, дышать свежим воздухом и высыпаться.

•  Оденьтесь правильно: на всякий случай на экзамене лучше выглядеть в деловом стиле, посолиднее.

•  Не пейте ради спокойствия какие-нибудь таблетки или лекарства. Реакция может быть противоположной: в голове – «туман и пустота», руки и ноги трясутся. Никогда не знаешь, как медикаменты сработают в сочетании с недосыпанием и волнением.

•  Не злоупотребляйте следованию советам, которые дают вам товарищи по сдаче тестов или знакомые студенты. Это рискованно. Ведь у каждого из нас свое видение ситуации и свое отношение к ней.

А если вы не поступили?

•  Не сидите сложа руки целый год, когда есть возможность получить азы какой-то профессии. Это никогда не окажется лишним. Обратитесь на Биржу труда или идите на краткосрочные курсы.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

•  Начните готовить своего ребенка к столь серьезному шагу как поступление заблаговременно, где-то за год. В таком деле превентивность мероприятий важна, чтобы не получилось, что ваш ребенок поступил, как говориться, не туда. Для этого он может пройти тестирование у психолога по вопросам профориентации.

•  Можете выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой владеете: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно.

•  Не навязывайте ребенку свои взгляды, не морализируйте в своих высказываниях. Ваш ребенок уже личность и имеет право выбрать сам . Не забывайте, что ваш ребенок уже взрослый и на определенном этапе происходит отделение от родительской опеки, начинается самостоятельная жизнь, в которой решения принимает он сам.

•  Не будьте навязчивыми. Ребенка могут раздражать излишние хлопоты родителей. Ели Ваша помощь будет нужна, то дети попросят о ней и обратятся к Вам.

•  Ребенок может сам выбирать время для подготовки к экзамену. У каждого свой индивидуальный стиль работы, свои биоритмы.

•  Не делайте трагедию из неудачного опыта поступления ребенка, если таковая случится. На этом жизнь не заканчивается. На пути к взрослости могут встречаться и неудачи.

Поддержите ребенка, докажите, что по трудному пути самоопределения он идет не один. Это ощущение придаст ему уверенность в своих силах.