РусскийБеларускi

 

Государственное учреждение образования
"Слободская средняя школа имени Адама Гуриновича"

 

Одно окно | Об учреждении | Обучающимся | Родителям | Учительская | Сервисы | Попечительский совет | ШАГ | Патриотическое воспитание | Питание | Родительские университеты | Историческая память | История.Традиции.Достижения | ПОЕЗД ПАМЯТИ | НИКО | Краеведческий музей

 

Меню раздела

 

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 


 ЦТ – 2024. Установлены сроки и пункты проведения

Постановлением Министерства образования от 12 марта 2024 г. № 28 установлен график проведения централизованного тестирования (ЦТ).

Студент

ЦТ по соответствующим предметам пройдет в этом году с 27 мая по 6 июня:

  • белорусский язык – 30 мая;
  • русский язык – 30 мая;
  • обществоведение – 27 мая, 6 июня;
  • математика – 27 мая, 3 июня;
  • биология – 27 мая, 3 июня;
  • иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) – 27 мая, 3 июня;
  • химия – 27 мая, 6 июня;
  • физика – 27 мая, 6 июня;
  • история Беларуси – 27 мая, 6 июня;
  • география – 27 мая, 3 июня;
  • всемирная история (новейшее время) – 27 мая, 3 июня.

Также назначены резервные дни для проведения ЦТ:

  • 19 июня можно будет пройти тест по всем предметам;
  • 23 июня – вторая дата для сдачи экзамена по русскому и белорусскому языкам;
  • 21 июня – по остальным предметам, входящим в список учебных предметов для проведения ЦТ.

Время начала ЦТ, в том числе в резервные дни – 11.00.

Зарегистрироваться для прохождения ЦТ необходимо с 9 по 22 апреля (время работы пунктов регистрации – с 9.00 до 19.00 (в субботние (13 и 20 апреля) дни – с 9.00 до 18.00).

Для прохождения ЦТ в резервные дни абитуриенты должны пройти регистрацию с 10 по 14 июня.

Сертификаты ЦТ будут выдаваться с 1 июля.


Источник: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2024/april/77228/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Дорогие выпускники! Вот и наступила пора прощаться с нашим общим вторым домом – со школой. Скоро остановятся ваши школьные часы, и вы все встанете перед выбором. Что выберет каждый из вас? Куда поведет вас жизнь, на каких дорогах окажется ваша судьба? На страницах нашего сайта мы постараемся помочь вам преодолеть хотя бы некоторые трудности и разобраться в огромном потоке информации.

Учреждения образования аграрного профиля Республики Беларусь

Военные ВУЗы Беларуси 

Учреждения образования Республики Беларусь педагогической направленности 

Минская область:

Белорусский государственный университет

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

Белорусский национальный технический университет

Минский государственный высшиё радиотехнический колледж

Минский государственный лингвистический университет

Минский городской педагогический колледж

Минский индустриально-педагогический колледж

Борисовский государственный колледж

Солигорский государственный колледж

Несвижский государственный колледж имени Я.Коласа 

Брестская область:

Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина

Барановичский государственный университет

 Витебская область:

Витебский государственный университет имени П.М.Машерова

Витебский индустриально-педагогический колледж

Оршанский колледж 

Полоцкий колледж 

 Могилевская область:

Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова

Горецкий педагогический колледж  

Гомельская область:

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

Мозырский государственный педагогический университет имени И.П.Шамякина

Гомельский государственный педагогический колледж имени Л.С.Выготского

Лоевский государственный педагогический колледж

Речицкий государственный педагогический колледж

Рогачевский государственный педагогический колледж 

Физкультурно-педагогической направленности

ЖУРНАЛИСТИКА

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Белорусский государственный университет

ЖУРНАЛИСТИКА (ПО НАПРАВЛЕНИЯМ)

Новации -2024

Полезная информация

 

  • Министерство образования Республики Беларусь: http://edu.gov.by/;
  • Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by
  • Национальный институт образования: www.adu.by;
  • Академия последипломного образования: www.akademy.by;
  • Республиканский институт профессионального образования: www.ripo.unibel.by;
  • Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by;
  • Республиканский институт высшей школы: www.nihe.bsu.by;
  • Республиканский институт контроля знаний: https://rikc.by/
  • Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: www.abiturient.by;
  • Учреждения профессионально-технического и среднего специального образования региона: www.kudapostupat.by;

 

 

БУДЬ В КУРСЕ!

 

 Внимание, выпускник!

Учитывая государственную политику, направленную на улучшение и расширение системы подготовки рабочих и специалистов среднего звена, востребованных на рынке труда, профориентационную работу с учащимися необходимо направить на повышение степени известности, популярности, социальной значимости рабочих профессий в обществе. 

 

При получении рабочих специальностей в профессионально-технические и средние специальные учреждения образования обучающиеся  получают следующие социальные бонусы:

 

  • Бесплатность получения образования;
  • Предоставление первого рабочего места;
  • Возможность продолжения образования в сокращённые сроки;
  • Предоставление мест в общежитиях;
  • Стипендии в размере стипендии учащихся учреждений среднего специального образования;
  • Стопроцентное обеспечение обучающихся более одного года бесплатным одноразовым горячим питанием;
  • Учащихся из малообеспеченных семей, иногородних учащихся учреждений, расположенных в сельских населённых пунктах и рабочих посёлках, - бесплатным одноразовым питанием;
  • 50% льготы на проезд;
  • Оплачиваемое производственное обучение в организациях.

 

При поступлении в высшие учебные заведения на определённые специальности необходимо пройти психологическое собеседование. О чем могут спросить на собеседовании. 

БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ - периодических изданиях, выходящих в Беларуси;- телеканалах и телепередачах;- культуре и истории Беларуси;- исторических событиях в белорусской истории. 

БУДУЩИХ ДИПЛОМАТОВ - государственном, судебном устройстве Беларуси;- работе органов власти;- о понимании терминов «право», «толерантность», «суверенитет»;- международных организациях;- в каких странах прошли или идут президентские выборы. 

БУДУЩИХ ТАМОЖЕННИКОВ - о том, каково главное предназначение таможни в нашем государстве;- в чем состоит различие между таможенной службой и службой в вооруженных силах;- как различаются понятия «профессиональная этика» и «служебная дисциплина».

 БУДУЩИХ ПРАВОВЕДОВ - государственном, судебном устройстве Беларуси;- работе органов власти;- к каким последствия могут приводить ошибки юриста;- каковы основные этапы становления белорусской государственности;- когда была провозглашена Республика Беларусь как независимое государство;- что такое права человека.

 

СОВЕТЫ БУДУЩИМ ВЫПУСКНИКАМ ШКОЛ И ИХ РОДИТЕЛЯМ

1. Анализируйте ситуацию на рынке труда своего региона, учитывайте соотношение спроса и предложения по конкретным специальностям, изучайте рейтинги самых востребованных профессий.

2. Важно помнить, что выбранная профессия должна соответствовать физическим и духовным способностям человека, его психическим особенностям, состоянию здоровья, интересам, знаниям и умениям.

3. Выбор будущей профессии - один из самых главных шагов в жизни, который по важности можно сравнить с созданием семьи. Поэтому делайте его не только по расчету, но и по любви - к будущей профессии.

4. Вспомните поговорку: «Не место красит человека, а человек – место». Даже к выполнению, казалось бы, непримечательной работы можно подойти творчески. И заслужить поощрение!

5. Обязательно задумайтесь над тем, какую меру ответственности приходится нести специалистам выбранной вами профессии. И если справитесь - дерзайте! Выбор профессии должен быть планомерным и детально обдуманным; правильно выбрать профессию – значит, найти своё место в жизни!

Что нужно знать при выборе учебного заведения

 

Возможно, выбранную Вами и ребенком профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях. Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы: 

• Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)? 

• По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка? 

Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты? 

• Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)? 

• Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов)? 

• Какова продолжительность обучения? 

 • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

• Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать? 

• Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении? 

• Адрес учебного заведения и его полное название?

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, учебного заведения необходимо заранее все продумать до мелочей. Родителям желательно помочь ребенку составить вместе с ним профессиональный план.

ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН РЕБЕНКА

1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).

4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

  • определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);

• полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);

• устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);

• реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);

• логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);

• моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);

•согласованность плана с потребностями рынка труда.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

• определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;

• выяснить, работники, каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;

• сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;

• ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;

• соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;

• узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;

• ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;

• проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки. 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

Различают следующие степени профессиональной пригодности:

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против.

3. Соответствие. Нет противопоказаний, и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям.

4. Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда.

Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям». Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ

1.ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ.

 Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

• что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);

• что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

• что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

• что от него потребует работа и трудовой коллектив.

2.ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ.

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

3. ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ.

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативных занятиях; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

4.ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ.

Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, кото-рые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

 

 

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Что говорит нам наука?

 

Психологи выявили два стиля поведения старшеклассников перед экзаменом:

  • Одни максимально мобилизуются, дочитывают разделы книги, припоминают вопросы - они готовы активно отстаивать свои права на хорошую отметку, т.е. проявляют качества, аналогичные спортивной злости, помогающей выиграть.
  • Другие суетливо листают учебник, не в состоянии на чем-либо сосредоточиться, слушают тех, кто уже сдал, и убеждают себя, что ничего не помнят, не знают - т.е. заранее предчувствуют поражение. Взяв экзаменационный билет, они не могут сразу прочитать вопросы. Если экзамен идет строго по схеме, то у них есть шанс сдать успешно, но дополнительные вопросы, или ощущение, что хотя бы один вопрос неизвестен, приводит к катастрофе - они забывают даже то, что знали.

Предполагалось, что представители второй группы более эмоциональны. Однако это не так.

Причина высокой тревожности второй группы учащихся в том, что провал на экзамене они рассматривают как показатель жизненной несостоятельности, человеческой неполноценности. Экзамен воспринимается не как определенная проверка знаний, а как препятствие, не преодолев которое человек может лишиться самоуважениям и уважения в глазах окружающих.

Отсутствие веры в себя приводит к тому, что даже хорошая полученная отметка, объясняется «счастливым случаем», удачным билетом, а не результатом собственного труда.

 

А на практике ...

 

Слово экзамен у большинства людей вызывает неприятное чувство. Однако любому человеку, чтобы получить образование, приходится сдавать сотни экзаменов и зачетов. Поэтому самое разумное – научиться сдавать их так, чтобы иметь хороший результат, свести к минимуму вредные последствия и, может быть, даже получить удовольствие.

Для этого, ответь себе на 3 вопроса:

Что мне нужно от экзамена?

Только сдать, а потом забыть, или желательно усвоить материал прочно, надолго. Не существует совершенно бесполезных предметов, в каждом есть некая часть, которую следует знать и понимать любому образованному человеку.

Какой результат для меня желателен, и какой приемлем?

Понятно, что хорошо всегда получать высокие отметки. Но в одном случае "10" - единственно устраивающий результат (например, для поступления в ВУЗ), а в другом - приемлемая оценка может быть и ниже (например, невысокая отметка по химии для будущего музыканта). Это не значит, что надо стремиться сдать экзамен плохо, но чем доводить себя до нервного истощения, лучше снизить высокие требования к себе. Успокоившись, можно ответить намного лучше.

Как соотносится приемлемый результат и нынешнее состояние знаний по предмету?

От этого зависит объем предстоящей работы и планирование времени. Каждому из нас требуется разное количество времени на подготовку. Перед экзаменом почти все думают "начну готовиться заранее, без спешки". Но человек с нормальной памятью будет помнить около 70 % информации после прочтения материала. Через несколько часов ее останется менее 50 %, а через сутки в памяти сохранится лишь 20 % информации. Поэтому заранее нужно заниматься с целью понять материал, а как можно ближе к экзамену работать с материалом, который необходимо запомнить (заучить).

 

И еще несколько дружеских советов как вести себя во время тестирования.

1. Сосредоточься.

Постарайся максимально сконцентрироваться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста.

2.Торопись не спеша.

Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

3. Начни с легкого.

Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься. Это позволит тебе успокоиться, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм.

4. Пропускай.

Научись пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тесте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Глупо недобрать баллы только потому, что ты не дошел до "своих" заданий.

5.Читай задание до конца.

Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

6. Думай только о текущем задании.

Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в тесте, могут только помешать сконцентрироваться и правильно решить новое задание.

7.Исключай.

Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.

8.Запланируй два круга.

Рассчитай время так, чтобы за две трети отведенного времени пройтись по всем легким заданиям - первый круг. Тогда ты успеешь набрать максимум очков на этих заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными заданиями, которые тебе вначале пришлось пропустить.

Наиболее востребованные профессии в Беларуси

5 наиболее востребованных профессий в Беларуси
На сегодняшний день первой позицией в этом списке значится профессия, в общем-то востребованная всегда, — менеджеры по продажам.Однако в настоящее время нужны отнюдь не «торговцы всем» для работы в розничной сети, а высококвалифицированные специалисты, имеющие не только солидный опыт продаж, но и обязательно — высшее инженерно-техническое образование.
Маркетологи
Тоже крайне востребованные специалисты в сложившихся условиях. Сегодня наряду с умением сохранять в непростой ситуации выработанную маркетинговую стратегию компании в маркетологе особенно ценится умение оперативно и гибко реагировать на изменения рынка, выдвигать новые работающие идеи, использовать каждый представившийся шанс.
Строители
А точнее — специалисты топ-уровня в строительной сфере: главный инженер проекта, главный архитектор проекта, директор строительной компании и т.п. Спрос вполне объясним: крупные инвестиции, невзирая на кризис, продолжают поступать в отрасль, в стране начинается и продолжается огромное количество строек, а значит, необходимы и люди, разбирающиеся в системе и умеющие руководить.
Главные бухгалтеры
Найти опытного квалифицированного бухгалтера, который, к тому же, «умещается» в рамки установленной компанией заработной платы, сложно всегда. На сегодняшний же день спрос на этих специалистов усугубляется и сезонностью. Главные бухгалтеры традиционно весьма востребованы с декабря по апрель, отчасти потому, что 1 апреля сдается годовой баланс.
Топ-менеджеры в области производства
Начальник производственного отдела, заведующий производством и т.п. — очень нужные специалисты, подбор которых чаще ведется прямым поиском или даже «хедхантингом» (когда предполагаемые соискатели не размещают резюме). Обязательные требования: высшее специальное образование, доскональное знание технологических процессов в своей сфере, осведомленность о современном состоянии дел в отрасли.

 

Наименее востребованные профессии

На первом месте в этом списке… все те же менеджеры по продажам!
Только на этот раз из сферы FMCG-рынка, то есть из сферы реализации товаров народного потребления. Впрочем, большинство других профессий, так или иначе связанных с розничной торговлей, сегодня тоже не у дел.
По-прежнему мало востребованы юристы.
Это, безусловно, связано с их перепроизводством (рынок просто не успевает их поглощать), но на сегодняшний день, когда активность на рынке труда невысока, особенно заметно, что спрос даже на опытных, высококвалифицированных специалистов значительно меньше предложения. С другой стороны, если появляется соответствующая вакансия, то зачастую требуется профессионал с отличным знанием иностранных языков, а таких кандидатов находится немного.
Почти совсем не востребованы переводчики.
Они в последнее время в принципе требуются все реже, однако сегодня, в условиях экономии практически на всем, спрос на них упал просто катастрофически. В представительствах иностранных компаний язык знают в той или иной мере все сотрудники, а те специалисты, кто еще не владеет им на необходимом уровне, активно наверстывают: занимаются на курсах или с репетитором. Переводчики нужны школам в качестве преподавателей, но сами специалисты не горят желанием учить детей, предпочитая выбирать более «коммерческую» профессию: маркетолога со знанием иностранного, HR-специалиста, директора.
Психологи.Значение этой, в общем-то, важной и нужной должности понимает далеко не каждый руководитель. Кроме того, сейчас не так уж много компаний могут позволить себе роскошь иметь психолога в штате. Эти специалисты востребованы больше в детских садах, школах, и только очень редко — в коммерческих организациях, и то чаще в качестве менеджера по персоналу и т.п. Рекомендация та же: получить смежную прикладную специальность.
Экономисты с опытом работы в государственных учреждениях.
Именно так: если в послужном списке экономиста — только госпредприятия, ему лучше не рассчитывать на трудоустройство в коммерческой компании.
Эксперты объясняют это тем, что у коммерческих организаций — совсем иная специфика деятельности, другая система начисления заработной платы и т.д. Кроме того, обычно в коммерческих структурах у экономистов есть некоторые дополнительные обязанности, поэтому здесь особенно приветствуются соискатели, имеющие какую-либо смежную специализацию.
Что до банков, эти учреждения вообще нацелены на то, чтобы закрывать существующие вакансии профессионалами с опытом работы именно в банковской сфере, а чаще — даже узкоспециализированными работниками. Как вариант — они готовы взять «на воспитание» выпускника соответствующего факультета вовсе без опыта работы.

Профессии  будущего

1. Инженерные специальности

По прогнозам специалистов на лидирующие позиции выйдут инженерные специальности, связанные с промышленным производством. Западный капитал еще только делает первые шаги по вхождению на российский рынок и присутствует в основном только в столицах и городах-миллионщиках, но уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве.
Особенно будет цениться сочетание технического и экономического или юридического образования, знание английского или любого другого европейского языка. Востребованность инженеров-маркетологов и менеджеров растет во всех отраслях промышленности.

2. IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.

Программист — это специалист, создающий и отлаживающий программное обеспечение и поддерживающий его работоспособность.
В современном мире все большее значение приобретает имидж фирмы, и сайт — не что иное, как показатель уровня и надежности организации. Как следствие, веб-дизайнер — одна из самых высокооплачиваемых «компьютерных» профессий. Многие компании готовы заплатить немалые деньги, лишь бы на них обратили внимание пользователи Интернета.

3. Нанотехнологии

Следующие наиболее востребованные профессии ближайшего будущего связаны с нанотехнологиями.
Нанотехнологии — это технологии, основанные на работе с молекулами и атомами, это технологии, использующие наиболее скрытые и ценные свойства вещества. Нанотехнологии — это огромная сфера, которую можно разделить на три части: производство микросхем, роботов в наноразмерах, а также инженерия на атомном уровне.
По прогнозам, будут востребованы все специальности, связанные с нанотехнологиями. Уже ясно, что нанотехнологии охватят все сферы: машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину и т.д.
Считается, что страну, добившуюся прорыва в развитии нанотехнологий, ждет мировое лидерство.

4. Специальности на стыке электроники и биотехнологий

Биотехнологии — технологии, использующие биологические системы и их элементы.
В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии используются в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях.
Специальности на стыке электроники и биотехнологий требуют от специалиста глубоких знаний как в электронике, так и в биоинженерии. Вполне вероятно, что рабочие биочипы — дело весьма недалекого будущего.

5. Маркетинг и продажи

Экспертами прогнозируется, что лет через 9–10 на российском рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение. Маркетолог — это, прежде всего, стратег компании. Дело маркетолога — руководить системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей.
Он проводит исследование рынка, планирует ассортимент и объемы продукции, определяет цены, стимулирует сбыт. Высококвалифицированный специалист в области маркетинга разрабатывает бизнес-планы, предлагает наиболее выгодные варианты вложения денег предприятия.

6. Специальности, связанные с сервисом

Доходы населения растут, растет численность среднего класса. Один из показателей этой тенденции — все большая потребность в качественном сервисе. Это и химчистка с парикмахерской рядом с домом, и хороший детский сад и многое другое.
Причем спрос на профессии сферы обслуживания, как показывает опыт западноевропейских стран и США, будет ежегодно возрастать, при этом темпы роста потребности в профессиях сферы обслуживания будут опережать темпы роста потребностей в других востребованных профессиях.

7. Логистика

 «Логистика — теория и практика управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения»
Профессия логиста подходит тем, кто тяготится в работе жесткими рамками, не любит шаблонов и заданных ограничений. Чтобы сделать успешную карьеру, логисту понадобятся аналитический ум и системное мышление, интуиция, умение быстро находить выход из сложных ситуаций, навыки общения с людьми, коммуникабельность.
Не обойтись без практического опыта, а также без глубоких знаний математики, техники, действующего законодательства, и, конечно, без понимания принципов бизнеса. Многие предприниматели убеждены, что хорошим логистом может быть лишь игрок по природе, наделенный талантом передвигать товары и грузы, подобно фигурам на шахматной доске.

8. Экология

Термин «экология» возник давно, еще в 1866 г.
И в дальнейшем все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды. Рост вредных выбросов в атмосферу ставят проблемы экологии на одно из первых мест в будущем глобальном мире. С одной стороны, начнет повышаться спрос на профессиональных экологов, а с другой — расширяться спектр требований к защитникам природы.
Специальность эколога будет требовать знания физики, химии и биологии, навыков компьютерного моделирования, проходящих в природе процессов. Профессия эколога станет одной из важнейших и самых востребованных профессий.

9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни

Медицина успешно использует достижения в области электроники, биотехнологий, которые сегодня только еще создаются, исследуются, а через 10 лет, наверняка, войдут в практику, станут привычным в медицине делом. Но также понятно и то, что и через десятилетие это будут еще очень дорогие технологии. Начнется активная работа, чтобы сделать их доступными для многих. И здесь понадобятся соответствующие специалисты.

10. Химия

Специалисты в области химии будут особенно востребованы в сфере энергетики. Хотя, как известно, на ближайшие 10 лет запасов нефти хватит, уже сейчас человечество работает над развитием альтернативных источников энергии. К 2016 г. разработки и исследования в области альтернативных, экологически чистых источников энергии достигнут своего пика — и без химиков здесь будет совсем не обойтись.

РЫНОК ТРУДА И ТРУДОУСТРОЙСТВО В МЯДЕЛЬСКОМ  РАЙОНЕ 
         Выбор профессии - один из самых сложных и важных шагов в жизни каждого человека. Трудность в том, что сделать этот шаг нужно в довольно молодом возрасте, когда жизненные приоритеты ещё не до конца расставлены. Поэтому нужно прислушиваться к людям, чьё мнение для Вас авторитетно. Это педагоги, родители. Но также не забывайте и о собственных стремлениях и способностях. Просто нужно трезво оценить свои шансы с учётом багажа знаний и природных способностей. Найти себя в мире профессий – непростая задача. Как же быть? Нужно научиться понимать себя, свои интересы, планировать свой путь развития, изучать профессии. И чем раньше начать это делать, тем лучше.
           Сегодня на рынке труда наблюдаются позитивные тенденции: рост занятости, обновление рабочих мест, активный спрос нанимателей на рабочую силу и др.
          Однако вместе с позитивными тенденциями наблюдаются и иные: среди регистрируемых безработных большинство составляют женщины и молодежь до 30 лет. Каждый четвертый ищет работу впервые, каждый седьмой не имеет профессиональной подготовки. Любой виток времени приносит за собой перемены в востребованности тех или иных специальностей. Аналитики считают, что по-прежнему работа будет у тех, кто универсален и может совмещать сразу несколько специальностей.
          Важным  фактором при выборе дела жизни должен быть социальный спрос на профессию. Необходимо изучить положение на существующем рынке труда, прочитать прогнозы аналитиков.
          Для современного рынка труда характерна устойчивая тенденция увеличения спроса на рабочую силу. Наблюдается постоянный спрос на рабочих массовых строительных профессий, водителей, слесарей-станочников, монтажников, каменщиков, кровельщиков. Существует недостаток врачей, медицинских сестёр, фельдшеров, воспитателей детских дошкольных учреждений, инженерных работников, специалистов по компьютерному оборудованию и телекоммуникациям.
          Наиболее востребованы на сегодняшний день рабочие строительных профессий, водители автомобилей, электрогазосварщики, электрики, слесари, монтажники, токари, повара, операторы котельных, уборщики и др. Слабо востребованы экономисты, юристы, техники-технологи, техники-механики, специалисты со средним специальным образованием,  секретари и некоторые другие.
          В г. Мяделе и по Мядельскому району  требуются врачи, медицинские сёстры, рабочие-станочники, строительных специальностей (маляры, штукатуры, облицовщики, плиточники, электрогазоварщики, монтажники сантехсистем и оборудования, рамщики, стропальщики, каменщики, электромонтёры), работники сферы торговли и сферы обслуживания; в сельской местности существует острая потребность в ветеринарных врачах (фельдшерах), агрономах, зоотехниках, инженерах,  водителях, трактористах, операторах машинного доения.
            
 На сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (http://www.mintrud.gov.by/ru/) можно получить информацию о состоянии рынка труда и занятости населения в нашей стране.                   

 

Трудонедостаточные и трудоизбыточные профессии

На рынке труда нужны каменщики и плотники, а вот юристы и экономисты…

Сегодня в Беларуси статус безработного имеют 51,7 тысячи человек, что на 21,1 тысячи меньше, чем год назад. Число вакансий теперь практически равно количеству зарегистрированных безработных: в банке данных государственной службы занятости на 1 апреля нынешнего года содержалось 47 тысяч 307 вакансий. А уровень зарегистрированной безработицы снизился за год с 1,7 процента до 1,2 процента к численности экономически активного населения республики.

Как рассказал начальник Главного управления политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Николай Кохонов, по сравнению с апрелем прошлого года количество свободных рабочих мест возросло на 20 процентов (год назад в банке данных насчитывалось 39,4 тысячи вакансий). Только за март число вакансий увеличилось почти на 4,6 тысячи, и в ближайшие месяцы эта тенденция сохранится — в весенне-летний период традиционно ощущается повышение спроса на рынке труда. Это объясняется тем, что требуются рабочие руки в период проведения сельскохозяйственных кампаний, строительных и сезонных работ.

Среди регионов республики больше всего вакансий в Минске — 16,9 тысячи, а меньше — в Гродненской и Могилевской областях — 4,2 и 4,3 тысячи соответственно.

Рынок  труда Беларуси все еще характеризуется дисбалансом спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному признаку. На 1 апреля текущего года 78,3 процента (37 тысяч) свободных мест предназначено для трудоустройства рабочих.

Самые трудонедостаточные профессии нынче строительные. На рынке труда нужно все больше каменщиков, плотников, штукатуров, электромонтеров, токарей и газоэлектросварщиков. В сельской местности не хватает операторов машинного доения, механизаторов и животноводов. Бюджетной сфере требуются врачи. Зато наблюдается переизбыток бухгалтеров, экономистов, техников-технологов, педагогов, поваров, продавцов, юристов и парикмахеров.

Чтобы сбалансировать спрос и предложение, считают в министерстве, необходимо активно содействовать миграции рабочей силы из местности, где ее достаточно, в регионы, которым требуются рабочие руки. Кроме того, большие надежды специалисты возлагают на переобучение безработных по трудонедостаточным профессиям, а также правильную профессиональную ориентацию старшеклассников, которая бы позволяла им ориентироваться на рынке труда еще до выбора профессии и учебного заведения.

Разумеется, прежде, чем выбрать какую-либо профессию, необходимо достаточно хорошо узнать про нее. Каким образом это можно сделать? Существует несколько путей поиска и сбора информации о профессиях.

Во-первых, Вы можете попросить рассказать об интересующих Вас профессиях знающих людей. Во-вторых, Вы имеете возможность прочитать о разных профессиях в литературе или узнать о некоторых из них в фильмах. В-третьих, в некоторых случаях можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте. В нашей школе и пошли по этому пути. Сначала учащиеся посетили часовой завод.