РусскийБеларускi

 

Государственное учреждение образования
"Слободская средняя школа имени Адама Гуриновича"

 

Одно окно | Об учреждении | Обучающимся | Родителям | Учительская | Сервисы | Попечительский совет | ШАГ | Патриотическое воспитание | Питание | Родительские университеты | Историческая память | История.Традиции.Достижения | ПОЕЗД ПАМЯТИ | НИКО | Краеведческий музей

 

Меню раздела

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 


 


Вот парадокс! Кроха так готовился к школе и с нетерпением ждал первого сентября, а спустя месяц он не хочет ходить на занятия и соглашается делать уроки только под бдительным присмотром родителей. Что же произошло? Почему малыш не хочет учиться? По мнению учителей, в нежелании детей учиться виноваты в первую очередь сами родители. Именно они, действуя из самых лучших побуждений, отбивают у ребенка тягу к знаниям.

Переход от дошкольника к первокласснику - огромное событие в жизни семилетнего малыша и его родителей. Первый звонок, первая учительница, первое домашнее задание, первые победы и первые неудачи... С первого школьного дня учеба становится обязанностью, и малышу нужно время, чтобы приспособиться к произошедшим изменениям. Дальнейшая успеваемость и стремление учиться закладываются именно в первый школьный год. И тут многое зависит не только от учительницы, но и от поведения родителей.

Самая распространенная родительская ошибка - это стремление вырастить вундеркинда. Еще задолго до поступления в школу ребенок осваивает большую часть программы первого класса и ему неинтересно останавливаться на достигнутом. Кроха готов двигаться вперед, а школьная программа не позволяет. Конечно, родителей тоже можно понять. Им хочется, чтобы их малыш был самым-самым и они стараются изо всех сил. Но, если ребенок действительно гений, то он и без вашей помощи проявит себя. А обычному ребенку слишком много учиться тоже вредно. Дети быстро устают. И чем больше вы будете его заставлять сидеть за книжками, тем хуже. В этом случае малыш воспринимает учебу, как неприятную тяжелую обязанность и соглашается делать уроки только из-под палки. Подготовка ребенка к школе должна заключаться в развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления и восприятия. Не пытайтесь во что бы то ни стало, как можно раньше, обучить ребенка письму, счету и чтению. Все это ему предстоит освоить в школе, причем очень быстро и легко. Основная задача родителей - поддержание интереса к знаниям в целом.

Кроме того, не стоит забывать, что первоклассники переживают огромный психологический стресс. Для ребенка началась новая жизнь, и он не в состоянии мгновенно свыкнуться с новой ролью. Поставьте себя на его место: новый коллектив, вместо воспитателя - учительница и новые обязанности. А родители вместо того, чтобы помогать, начинают предъявлять к первоклассникам слишком высокие требования и ребенок физически не в состоянии их выполнять. Помимо этого взрослые, боятся, что ребенок будет без дела шататься по улице, и стараются максимально загрузить детский досуг. Они отдают малыша в несколько секций и требуют от него невозможного. Не каждый взрослый в состоянии удовлетворить запросы родительских амбиций, не говоря о семилетнем малыше.

Наиболее распространенные проблемы первого класса:

  • ребенок не может сосредоточиться и перескакивает с одного дела на другое;
  • ребенку необходимо, чтобы его контролировали. Он не в состоянии самостоятельно справиться даже с простейшим заданием; малышу тяжело просидеть без движения 45 минут;
  • ребенку не нравится учиться. Его гораздо больше интересуют игрушки, а не книжки и прописи

И общие советы, как их преодолеть

Многие родители, пытаясь приучить малыша к самостоятельности, не помогают ему делать уроки, а только проверяют уже выполненное задание. Но не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание. Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял, что домашнее задание это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки и помогать ему, хотя бы своим присутствием.

Непременным атрибутом учебы являются - школьные принадлежности. Всевозможные пеналы, тетрадки, ручки, ластики, папки - первоклассник воспринимает, как новые игрушки. Поэтому не экономьте на этих необходимых атрибутах. Позвольте ребенку участвовать в выборе школьных принадлежностей, они поддерживают интерес к учебе.

Первокласснику необходим твердый распорядок дня. После школы и обеда - дайте малышу один-два часа свободного времени. Пусть он отдохнет, отключится, поиграет, подышит свежим воздухом. Но не откладывайте домашнее задание на поздний вечер. После 17-18 часов сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижается. Оптимальное время для выполнения уроков 16-17 часов - малыш уже отдохнул после школы и еще не устал играть. Только не заставляйте малыша быстро бросить игрушки и садиться за уроки, потому что пришло время. Дождитесь момента, когда ребенок отложит одну игрушку и еще не возьмется за другую. Если вы будете прерывать увлеченно играющего малыша - возникнет протест и необходимость выполнения домашних заданий быстро приобретет негативную окраску.

Всегда начинайте с самого трудного, пока внимание на высоте. А то, что ребенку знакомо с детского сада (например, рисование) он сумеет сделать и после того, как кривая сосредоточенности пойдет на спад.

Если у ребенка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите малыша к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. В заключении обязательно похвалите малыша "Вот видишь какой ты молодец. Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример". Тогда у ребенка появиться позитивная установка "Я сам все могу".

Почаще хвалите малыша, за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. Если крохе легко дается счет и не получается правописание, то рассказывайте ему, как он здорово считает, а если он будет стараться, то обязательно научиться так же хорошо писать. В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте малыша смешным прозвищами, если он что-то плохо делает (например, "курица криволапая"), чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смириться со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать.

Если ребенок регулярно просиживает над домашними заданиями на 30-40 минут больше, чем рекомендуется, предложите ему помощь (подчеркните цветным карандашом буквы/цифры, вылепите из пластилина или нарисуйте на песке, объясните другими словами). Если ситуация не улучшается, имеет смысл поговорить со специалистами (школьным психологом, педиатром). У некоторых детей процесс формирования тонкой моторики, которая необходима для учебы, заканчивается лишь к 8 годам. Такого малыша рекомендуется не тащить вперед, а наоборот еще на год оставить в подготовительном классе. Лучше потерять один школьный год, чем утратить желание учиться.

Не забывайте, что многое зависит и от генов. Если вы не отличались в школе хорошей успеваемостью и с трудом получили аттестат, то не требуйте от своего малыша невозможного. Пусть лучше у вас вырастет твердый троечник, а не замученный зубрила-отличник. Грош цена знаниям, которые насильно вбиты ребенку.

 

Советы психолога родителям десятиклассников

ДЕСЯТИКЛАССНИКИ

         Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях со сверстниками и с родителями.

         ТЯЖЕЛО В УЧЕНЬЕ…

            Как правило, старшеклассники попадают в новый коллектив: они часто переходят так называемые профильные классы (гуманитарный, математический и др.) или поступают в другие школы. В любом случае школьник оказывается в  новом для себя обществе сверстников и учителей. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы родители увидели, насколько важна для их ребенка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.

            Конечно, в этом возрасте крайне нежелательно вмешиваться во взаимоотношения ребенка со сверстниками, приходить в школу или выяснять отношения с родителями других учеников (исключение составляют только саамы крайние случаи, когда у родителей есть основания для серьезных опасений). 

            В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому родители десятиклассников должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником, а бывший твердый «хорошист» — неуспевающим.

            Особенно часто это случается тогда, когда ребенок по настоянию взрослых поступает в престижное учебное заведение с усложненной программой, где критерии оценки его знаний и способностей иные, чем в «родной» школе. Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося, т.е. более низкие, чем он привык получать) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным.

            Родители, заметившие, что их ребенок стал более раздражительным (или более мрачным и апатичным), чем раньше, должны помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого, прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Затем постараться объяснить, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Ведь ребенку кажется несправедливым, что за сочинения, например, по литературе учащемуся в средней школе ставили «отлично», а теперь «хорошо» или «удовлетворительно».

            Нужно вместе с ребенком проанализировать те замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условия должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, чтобы ее получил сам школьник, а не его родители). Нужно помочь ребенку выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.

 

 

            ВОЗРАСТ ЛЮБВИ И…ОТДЫХА ОТ ТРУДОВ

            Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряденного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом.

            Школьник чувствует себя уставшим от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка. Более того, родители тоже могут воспользоваться возможностью проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы.

            Однако, есть и большая опасность — можно, не желая того, позволить ребенку основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.

            Когда взрослые видят, что ребенок окончательно погрузился в свою жизнь и не занимается ни учебой, ни помощью по дому, они пытаются воздействовать на него критикой и упреками. Обычно родители «пилят» подростка примерно так: «опять ты валяешься на диване и слушаешь это тупое радио! Ты целыми днями ничего не делаешь, тебя ничего не интересует! Придешь из школы и лежишь на диване с плеером или болтаешь по телефону до одури!» и т.д. и т.п.

            Сами взрослые понимают, почему и за что они ругают своих детей, — ведь каждый родитель чувствует ответственность за будущее своего ребенка и, конечно, мечтает увидеть его успешным и счастливым в личной и в профессиональной жизни. Если родителям удалось добиться успеха, то они читают свою дорогу удачной, надежной и, к сожалению, единственной правильной, если же не все в их жизни сложилось удачно, то они начинают бояться, что ребенок «наступит на те же грабли», и постоянно видят что-то опасное в его поведении.

            Свои преставления о том, как правильно строить жизнь, родители пытаются навязать ребенку. Они часто забывают, что сами, будучи подростками, не всегда вели себя идеально (в том числе с точки зрения их собственных родителей).

            Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребенка заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь.

            Хорошо ориентироваться в явлениях, составляющих так называемую молодежную субкультуру, очень важно для ребенка в этом возрасте. Нередко бывает, что родители уже заранее уверены: все, что занимает подростка, — сплошные глупости. Только присмотревшись и, конечно, вспомнив собственные отроческие годы, взрослый может понять, что для уверенности в себе ребенку необходимо знать, чем живут его сверстники. Если тот стиль в одежде или в макияже, который выбрал ваш ребенок, не нравится вам, ни в коем случае нельзя его ругать, запрещать ему так одеваться или насмехаться над ним. Поговорите, объясните, что вам кажется неподходящим, и предложите, что именно и как изменить.

            Юноши и девушки охотно используют время обучения в десятом классе для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят все больше времени вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе. Родители должны объяснить ребенку, что они волнуются за него, но ни в коем случае не выдвигать необоснованных требований: «всегда быть дома в 20 часов и точка». Любое требование должно быть разумным и аргументированным.

 

            НАЧИНАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ

            В десятом классе школьник должен окончательно определиться, будет ли он поступать в вуз после окончания школы. Если приняты положительное решение, надо сформулировать конкретные шаги, которые следует предпринять для поступления, и начать готовиться к экзаменам.

            Первый шаг — выбрать конкретное учебное заведение, в котором хочет учиться школьник. Желательно подготовить «запасные варианты», т.е. наметить два-три подходящих вуза, в которых совпадают сдаваемые предметы и экзамены проходят в разное время. При помощи Интернета можно найти координаты этих учебных заведений и ознакомиться с условиями приема.

            Если есть такая возможность, то именно в десятом классе необходимо посетить День открытых дверей выбранного высшего учебного заведения. Во-первых, там можно получить наиболее полную информацию, задать все интересующие вопросы и купить справочную литературу. Во-вторых, для школьника очень полезно побывать (желательно не один раз) в том здании, где ему предстоит сдавать экзамен, сориентироваться там, выяснить, как лучше добираться, сколько на это требуется времени. В таком случае внешние факторы не будут для него стрессовыми, ведь он окажется в уже знакомой обстановке. В одиннадцатом классе также имеет смысл посетить День открытых дверей, так как иногда условия поступления меняются, например, добавляются новые экзамены.

            Родители и педагоги обычно в состоянии оценить знания ребенка по тому или иному предмету, необходимому для поступления в вуз. По самому «хромающему» из них надо начинать подготовку именно в десятом классе.

            Родители могут помочь школьнику познакомиться с содержанием той специальности, которую он выбирает. Для этого надо найти кружок, клуб (в идеальном варианте — организованный при вузе, в котором можно получить выбранную профессию), где старшеклассников знакомят с азами того или иного дела.

            Именно в десятом классе такие занятия будут своевременными, ведь у подростка сейчас есть последняя возможность поменять свое решение. В одиннадцатом классе график школьника станет более напряженным, начнется серьезная подготовка к выпускным и вступительным экзаменам. 

 

 

      

Педагогические правила для родителей

  • Отвечайте на все вопросы детей как можно терпеливее и добросовестно.
  • Серьёзные вопросы и высказывания  воспринимайте всерьёз.
  • Не ругайте ребёнка за беспорядок в его комнате, если это связано  с творческой работой  и она ещё не закончена.
  • Показывайте ребёнку, что вы любите его таким, какой он есть, а не за его достижения.
  • Помогайте  строить его личные планы и принимать решения.
  • Никогда не говорите ребёнку, что он хуже других.
  • Приучайте ребёнка думать самостоятельно.
  • Выделите время для ежедневного общения с  ребёнком.
  • Разрешайте ребёнку принимать участие в планировании семейных дел.
  • В занятиях ребёнка находите моменты, достойные похвалы.
  • Не хвалите ребёнка без причины и неискренне.
  • Не существует тем, которые исключаются для обсуждения с ребёнком.
  • Никогда не отмахивайтесь от неудач ребёнка, говоря: "Я этого тоже не умею".
  • Верьте в  ребёнка и доверяйте ему.

  

ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК...

(рекомендации родителям в воспитании детей с различными типами темперамента)

САНГВИНИК.

Необходимо воспитывать в ребёнке усидчивость, попеременно чередуя  физическую работу  с умственной. Требовать, чтобы знания не были поверхностными, а соответствовали возможностям (если ребёнок способен запомнить больше, чем положено по программе, обязательно требуйте глубоких знаний). Старайтесь, чтобы у ребёнка развивалось самомнение, что он лучше  всех и всё может. Ставьте перед подростком новые и новые задачи, но старайтесь, чтобы они не были слишком трудными (пропадёт интерес) или лёгкими (развивается самомнение). Не забудьте о физическом развитии - это поможет нейтрализовать лишнюю энергию.

 

ХОЛЕРИК.

Старайтесь направить  активность холерика в положительное русло, так как он может вступить в различные группировки. Его  приведёт туда любопытство и стремление быть приверженцем одной идеи. обязательно заинтересуйте его одним каким-то делом: спортивная секция, танцы, туризм и т.д. Это поможет ребёнку реализовать себя. Позволяйте приводить друзей домой, таким образом, вы вникнете в жизнь, которой живёт ваш ребёнок. Вообще, будьте информированы и будьте ребёнку другом. Не ругайте за срывы, если  в них нет ничего  серьёзного. Поддержите!

 

ФЛЕГМАТИК.

Постарайтесь, чтобы ваш сын или дочь  нашли себе место, где  могли бы общаться со сверстниками. Здесь неоценима  роль различных секций и кружков. Постоянно напоминайте ребёнку, что он должен быть внимателен к людям, не бояться новой обстановки. Пусть представляет себе самое хорошее и настраивает себя на лучшее. За рабочим столом ничто не должно отвлекать его внимание. Но подросток может заниматься часами, поэтому меняйте ему виды деятельности. Не создавайте ему тепличных условий, это приведёт к проблемам в будущем. Ребята такого типа очень ранимы, поэтому старайтесь помочь, хвалите за успехи, вселяйте уверенность в себе, если что-либо не получается из-за медлительности. Не раздражайтесь, так как ребёнок будет чувствовать себя не таким, как все, его самооценка будет занижена.

МЕЛАНХОЛИК.

Не допускайте конфликтных ситуаций, при которых на ребёнка обрушивается шквал наказаний или порицаний. Если же это случилось, внимательно наблюдайте за подростком. Наладьте доверительные отношения с подростком. Поддерживайте в нём силу духа постоянно. Предложите заняться видом спорта, не требующего особого нервного напряжения (бег, катание на велосипеде, туризм). Старайтесь наладить его общение со сверстниками, помогайте ненавязчиво в общении. Поддерживайте хобби вашего ребёнка. Не требуйте!

 

ЕСЛИ РЕБЁНОК ЛЕВША

Почему люди делятся на левшей и правшей? В чём их отличие и в чём сходство? Какое это имеет значение?

Отличается левша тем, что у него доминирует правое полушарие. Ребёнок рождается с двумя ...  правыми полушариями. И лишь позднее, по мере развития личности малыша, одно из  двух начинает "леветь".

Поэтому мозг взрослого человека состоит из правого и левого  полушарий, каждое из которых - не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение другому, и как в одном, так и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое - отвечает за речь и абстрактное мышление, правое - за музыкальное и художественное творчество, образное мышление.  При доминировании левого полушария испытывается  счастье и наслаждение, при доминировании правого - страх и печаль. И таких различий ещё много. Но главное, что даже относительное доминирование  какого-либо полушария обусловливает психологические особенности людей. Толчками для превращения одного из правых полушарий в левое у детей является начало овладение речью и первое осознание ребёнком самого себя. Поэтому после 3 лет начинают вырисовываться различия между "праворукими"  и  "леворукими" детьми.

Ребёнок "правополушарный" -  левша немного отличается от своих сверстников. Обычно это особо художественно одарённые и очень эмоциональные дети, отличаются музыкальными способностями. Они непосредственны, доверчивы, легко поддаются сиюминутным чувствам и настроениям, плаксивы, капризны, подвержены ярости и гневу.

Им с большим трудом даются чтение и письмо. Но такие дети общительны и контактны. Важно найти правильный  подход в воспитании таких детей.

 

Как надо вести себя родителям  с ребёнком-левшой

  • Учитывая повышенную эмоциональность и впечатлительность, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
  • Создавать благоприятный климат в семье.
  • Не воевать с ним из-за частого упрямства.
  • Принять как должное особенность ребёнка и не пытаться превратить его в правшу.
  • Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его.
  • Стараться  не предъявлять завышенные к нему требования и не противопоставлять его другим обычным  детям.  

 

 Как не надо вести себя родителям с ребёнком-левшой

  • Не пытаться скрыть свои насмешки по поводу того, что ребёнок  отличается от многих.
  • Лишний раз подчёркивать данную особенность при знакомых и посторонних людях.
  • Делать всё возможное, чтобы переучить ребёнка, и наказывать, когда он не поддаётся обучению.
  • Травмировать ребёнка, вызывать у него отрицательные эмоции.
  • Быть сухим и педантичным, общаясь  с ним.
  • Предъявлять завышенные требования к нему.
  • Подчёркивать неудачи ребёнка.

 

  СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

  1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одарённости в обществе?
  2. Будьте честными. Все дети очень чувствительны ко лжи, а к одарённым детям это относится в большей степени.
  3. Оценивайте уровень развития ребёнка.
  4. Избегайте длинных объяснений или бесед.
  5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребёнке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одарённости.
  6. Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
  7. Развивайте в своих детях следующие качества: 

-уверенность, базирующуюся на собственном сознании  самоценности;

-понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;

-интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

-уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению;

-привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

-умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми разных возрастов.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОДОЗРЕВАЕТЕ, ЧТО ВАШ РЕБЁНОК УПОТРЕБЛЯЕТ НАРКОТИКИ?

  • Узнав о случившемся, не поддавайтесь панике.
  • Понаблюдайте сначала за ребёнком, стараясь не вызвать у него подозрение.
  • Затем соберите семейный совет и обсудите с ребёнком спокойно, без криков и обвинений, свои наблюдения.
  • Ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте ребёнка.
  • Проявите внимание и заботу, поддержите ребёнка, объясняя всю опасность пути, на который он встал. 
  • Не верьте его обещаниям, что он сам справится с зависимостью, а попытайтесь уговорить его обратиться к специалисту.
  • Ваша поддержка и помощь специалиста  помогут справиться с пришедшей в ваш дом бедой.

 

ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПОДРОСТКАМИ

 

  1. Правила, ограничения, требования, запреты, обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно  меньше  огорчать своих детей и избегать конфликтов с ними.  В результате они идут на поводу у собственного ребёнка.  Это попустительский стиль воспитания.
  2. Таких правил, ограничений, требований, запретов  не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности - воспитания в духе "закручивания  гаек", авторитарного стиля общения.
  3. Родительские установки не должны  вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка (потребностей в движении, познании, общении со сверстниками, мнение которых уважают больше, чем взрослых).  
  4. Правила и ограничения должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.
  5. Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
  6. О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка.  Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое. 

УВАЖАЕМЫЕ,    РОДИТЕЛИ!

     Вашему ребенку нужна поддержка психолога


при выбо­ре профессии, если:

*профессии, которые ребенок наметил для себя как желанные, мало согласуются друг с другом, напри­мер веб-дизайнер и менеджер;

*ребенок всячески отказывается обсуждать проблему   выбора профессии;

*сообразительный и активный ребенок не очень

  хо­рошо успевает в школе;

*выбор, сделанный ребенком, резко расходится с ва­шими ожиданиями;

*ребенок нередко принимает решения под влиянием  своих друзей;

*хотя бы один из родителей был безработным более пяти месяцев. 

                                                

Пять шагов психологической

поддержки вашего взрослеющего

ребёнка
при выборе профессии

 

1)  В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребёнка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть всё решит сам!»

 и «Что он без меня решит!» -

в конечном счете приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным.

2) Важно выяснить,  чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие её стороны его особенно привлекают: престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то, любопытство

3) Ваш долг помочь ребенку реализовать пока ещё скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

4) Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее.

5) Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует

построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный

 им выбор во времени. Способность планировать напрямую

 зависит от готовности подростка взять

 

Календарь родителей и детей,

        обдумывающих будущее


Сентябрь — октябрьзапись на курсы подготовки к поступлению в вузы (2 года или 9 месяцев).
Ноябрь— пора искать репетиторов, запись на курсы.
Январь — март— начинаютсядни открытых две­рей в большинстве учебных заведений.
Апрель- ярмарка учебных мест (стоит посетить и собрать сведения о рынке образования).
Апрель — майпробные экзамены для тех, кто посещал курсы.

Дорогие родители, помните, что нельзя относиться к выбору профессии как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Задача взрослых научить ребенка принимать решения в этой   сфере, ведь современная жизнь так стремительна, что выби­рать профессию и образование придется не   раз!

Чтобы люди находили    радость в работе, необходимы три условия:

 Работа  должна  быть  им  по     силам;
 Она не должна быть изнуряющей;  
 И ей должен   сопутствовать  успех.

                                     Дж.Рескин                                                              

 

Типы профессий родителям

Технономические профессии

(«Человек – Техника»):

 

        Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

      

Связаны:

  1. с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);
  2. с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);
  3. с ремонтом техники (механик, электромонтер...).

 

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • исследовать, наблюдать;
  • создавать и испытывать новые образцы;
  • планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
  • придумывать новые способы деятельности;
  • самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
  • принимать нестандартные решения.
  • технический склад ума;
  • пространственное воображение;
  • склонность к практическому труду;
  • эмоциональная устойчивость.

 



Биономические профессии

(«Человек – Природа»):

   В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.

                             
Связаны:

  1. с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);
  2. с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
  3. с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • ухаживать и наблюдать за животными;
  • разводить растения или животных;
  • заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);
  • бороться с болезнями, вредителями;
  • выращивать овощи и фрукты;
  • ориентироваться в природных явлениях;
  • наблюдать, изучать различные природные явлениями.
  • наблюдательность;
  • склонность к систематизации;
  • устойчивость внимания;
  • потребность в двигательной активности.



 

 

Сигнономические профессии

(«Человек — Знаковая система»):


В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.

 
Профессии, связанные:

  1. с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);
  2. с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);
  3. с чертежами, картами;
  4. со схемами (штурман, чертежник, картограф...);
  5. со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • обрабатывать тексты и таблицы;
  • производить расчеты и вычисления;
  • перерабатывать информацию;
  • работать с чертежами, картами и схемами;
  • принимать и передавать сигналы и сообщения;
  • хорошо считать в уме;
  • оперировать знаками и символами;
  • искать и исправлять ошибки.
  • способность к математике;
  • развитое абстрактное мышление;
  • высокая устойчивость внимания;
  • склонность к общению;
  • аккуратность и усидчивость.

 

Артономические профессии

(«Человек — Художественный образ»):

     Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.

Профессия данного типа связаны:

  1. с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);
  2. с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • заниматься художественным оформлением;
  • заниматься художественным творчеством
    (живопись, скульптура, фотография, кино...);
  • сочинять (стихи, прозу и др.);
  • выступать на сцене;
  • изготавливать своими руками красивые вещи;
  • петь, играть на музыкальных инструментах.
  • яркое воображение;
  • образное мышление;
  • склонность к творчеству;
  • гибкость чувств;
  • специальные способности;
  • развитость функциональных способностей
    (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

 

 

Социономические профессии

(«Человек - Человек»):

                                      

Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:

  1. с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);
  2. с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),
  3. с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),
  4. с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • обслуживание людей;
  • занятие лечением;
  • обучение;
  • воспитание;
  • защита прав и безопасности;
  • управление людьми;
  • легкость знакомства и общения с новыми людьми;
  • умение внимательно выслушивать людей;
  • умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.
  • развитые коммуникативные способности;
  • эмоциональная устойчивость;
  • быстрая переключаемость внимания;
  • эмпатия;
  • наблюдательность;
  • организаторские способности.