Школьник, студент или пенсионер, директор или менеджер, строитель, спортсмен или юрист. В жизни он может быть кем угодно!
Но однозначно можно сказать волонтер – человек особенный! Человек, у которого есть своя семья, работа, учеба, личная жизнь, но у которого всегда найдется время на добрые дела и поступки ради благополучия других, не потому что надо, а по доброй воле.
Для кого-то – это потребность души, для других – невозможность пройти мимо чужого горя, третьи видят в этом свою миссию на Земле. Некоторые становятся волонтерами из-за желания быть всегда в центре событий общественной жизни. Кто-то хочет найти новых друзей или попутешествовать.
Волонтерство – это всегда новый опыт и практика! Это возможность получить знания и навыки в команде единомышленников!
Сфера деятельности добровольцев очень широка. Сложно представить дело, в которое волонтер не мог бы внести свой вклад. Условно работа волонтеров делится на несколько направлений:
- патриотическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти);
- событийное волонтерство (добровольческая деятельность на спортивных, социокультурных, образовательных и иных мероприятиях местного, регионального, федерального и международного уровня);
- социальное волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на помощь следующим категориям граждан: дети, нуждающиеся в особом внимании государства, пожилые люди, ветераны, люди с инвалидностью и др.);
- медицинское волонтерство (добровольческая деятельность в сфере здравоохранения, призванная повысить качество медицинской помощи на всех ее этапах: профилактическом, лечебном, реабилитационном);
- инклюзивное волонтерство (совместная добровольческая деятельность людей с инвалидностью и без, направленная на помощь людям, организацию мероприятий, решение социально-значимых проблем общества);
- культурное волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на сохранение и продвижение культурного достояния, создание атмосферы открытости и доступности культурных пространств, формирование культурной идентичности, популяризацию культурной сферы среди молодежи и сохранение исторической памяти);
- волонтерство в ЧС (добровольческая деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, содействия службам экстренного реагирования в профилактике и ликвидации ЧС, популяризации культуры безопасности среди населения);
- профилактическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на пропаганду здорового образа жизни, спорта, профилактику негативных проявлений, вредных привычек);
- экологическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на сохранение окружающей среды, решение экологических проблем);
- донорство (добровольная и безвозмездная сдача крови и её компонентов, добровольческая деятельность, направленная на пропаганду донорства).
Доброволец может выбрать для себя одно направление или же попробовать себя в каждом!
Включиться и стать частью добровольческой команды никогда не поздно!
Одной из форм воспитания молодежи является реализация своих способностей, возможностей, идеалов через труд. Задача волонтерского движения – вовлечение детей и молодежи в процесс реальной практической деятельности на социально значимых объектах, в процессе которой они совершенствуют свои личностные качества и повышают профессиональный уровень.
Волонтерство – это не только призвание, но и образ жизни. Волонтер получает возможность реализовать себя с новой стороны, проявить свои таланты и способности, получить полезные знания, но что важнее всего – получить возможность изменить к лучшему жизнь кого-то, кто в этом нуждается.
Волонтёры. Как всё начиналось?
Безвозмездная помощь к ближнему существовала всегда. В Греции – это врачи-путешественники, лечившие бедных граждан и проводившие профилактические меры против эпидемий холеры и чумы. В Древней Руси было популярно милосердие к «сирым и убогим». В странах Востока появились зачатки филантропии. Во всем этом мы видим прообразы волонтёрства.
Изначально слово «волонтёр» имеет латинское происхождение: «voluntarius» («доброволец» или «желающий»). В русском языке его считают заимствованным с французского «volontaire», что означало лицо, добровольно поступившее на военную службу.
Как вы помните из истории, до Великой французской революции 1792 года в состав королевской армии входили исключительно наемники. Французская Коммуна стала причиной его распада. Но довольно скоро Франции понадобились военные – к границам государства подошли австрийские войска. В результате, мужское население добровольно записывалось в ряды защитников родины. Именно тогда слово вошло в обиход. Крестьян, рабочих и ремесленников, по собственному желанию надевших военные сюртуки, стали называть волонтёрами. Интересен тот факт, что солдаты сами назначали себе военного командира. А в случаи недовольства его работой, могли уволить со службы.
Подобная практика сбора армии была характерна многим европейским странам, в частности Испании, Италии, Великобритании и Австро-Венгрии. До Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.) в Великобритании волонтёрство было единственным способом комплектования войск. В таких же странах, как Австро-Венгрия и Италия, волонтёрские батальоны и полки входили в состав регулярной армии. Во 2-й половине XIX века подобный способ сбора армии потеряла свою необходимость.
В России слово «волонтёр» известно с начала XVIII века. Правда, называли таких людей на иной манер: «волентир» или «волунтер».
Первым волонтёрским, в современном понимании, проектом стало восстановление разрушенных Первой мировой войной ферм близ Вердена (Франция). Немецкая и французская молодежь – пионеры волонтёрства за выполненную работу не взяли ни копейки, но были обеспечены проживанием, питанием и медицинским страхованием. Следует отметить, что такие условия волонтёрского труда актуальны и по сей день.
В нашей гимназии существует волонтерский отряд «Милосердие».
Каждый желающий может к нам присоединиться и стать полезным не только для других, но и получить моральное удовлетворение от добрых дел.
Деятельности волонтерского отряда
ГУО «Слободская средняя школа имени Адама Гуриновича»
- Волонтёрский отряд «Добрые сердца»
- Функционирует с 2017 года
- Направление деятельности:
Социальное волонтерство : оказание помощи ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, одиноко проживающим пожилым людям, инвалидам, пропаганда здорового образа жизни среди учащихся;
Экологическое и трудовое волонтерство: благоустройство территорий, очистка водоемов (рек, озер, лесопарковой зоны и др.), посадка деревьев и т.п.; содействие экологическому воспитанию граждан и организации работ по защите окружающей среды; восстановление и уход за воинскими захоронениями, помощь в ремонтных работах.
- Цель, задачи деятельности отряда:
Цель:
формирование чувства милосердия и бескорыстного решения проблем общества и государства в целом.
Задачи: решение социальных, хозяйственно-бытовых, экономических, экологических и других вопросов различных социальных категорий граждан; формирование чувства патриотизма.
- Количественный состав отряда: 9 волонтёров (учащиеся 10-11 классов)
- План работы прилагается
- Объекты заботы: шефство над ветераном Великой Отечественной войны Жихаром Владимиром Ивановичем ; уход за памятниками погибшим солдатам Великой Отечественной войны в аг. Слобода, д. Константиново, д. Дягили, памятником партизанке - разведчице Надежде Осиненко в д. Гули; памятником солдатам Первой мировой войны в урочище «Веселуха»;
- Значимые мероприятия: Обновление экспозиции, посвящённой Великой Отечественной войне и землякам –солдатам в школьном музее, акция «Бумажный бум», уборка в саду в д. Леонардово в рамках акции «День Земли»
- Формы работы: акции, направленные на возрождение традиций, культуры и быта деревни (сотрудничество с СДК); трудовые акции «Осенний лист», «Соберём урожай», экологические акции «Сделаем мир чище», «Чистый двор»; акции патриотической направленности «Памятник», «Открытка ветерану», выступление команды КВН и агитбригады; раздача флаеров с агитацией ЗОЖ и за родной язык.
План работы волонтерского отряда «Добрые сердца»
ГУО «Слободская средняя школа имени Адама Гуриновича»
на 2023-2024 учебный год
№ п/п
|
Наименование мероприятия
|
Ответственный
|
Дата проведения
|
1
|
Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений.
|
Учитель
Бурак Е. М.
|
сентябрь
|
2
|
Акция «Памятник»
|
Волонтерский отряд
|
первая суббота каждого месяца
|
3
|
Шефская помощь ветерану ВОВ Жихару Владимиру Ивановичу
|
Волонтерский отряд
|
еженедельно
|
3
|
Составление плана работы на год.
|
Учитель
Бурак Е. М.
|
сентябрь
|
4
|
Акция «Учителя гордое имя» (помощь учителям-пенсионерам)
|
Волонтерский отряд
|
октябрь
|
5
|
Акция «Осенний лист»
|
Волонтерский отряд
|
октябрь-ноябрь
|
6
|
Обновление экспозиции , посвящённой Великой Отечественной войне и землякам –солдатам в школьном музее
|
Волонтерский отряд
Руководитель Бурак Е.М.
|
ноябрь- январь
|
7
|
Конкурс плакатов, посвященных Всемирному дню борьбы со СПИДом
|
Волонтерский отряд
|
1 декабря
|
8
|
Акция по сбору макулатуры «Бумажный бум»
|
Волонтерский отряд
|
декабрь
|
9
|
Акция «Рождественский сюрприз»
|
Волонтерский отряд
|
декабрь-январь
|
12
|
Экологическая акция «День Земли». Уборка сада в деревне Леонардово
|
Волонтерский отряд
|
март
|
13
|
Конкурс плакатов «Мы и наше здоровье». Правила поведения во время пандемии.
|
10 класс
|
апрель
|
16
|
Посещение ветерана ВОВ, поздравление с праздником Победы.
|
Волонтерский отряд
|
май
|
17
|
Акция «Ветеран живет рядом»
(оказание помощи ветеранам ВОВ и труда)
|
Волонтерский отряд
|
май
|
|
Акция «Открытка ветерану»
|
Волонтерский отряд
Уч-ся 1-11кл. кл.руководители
|
май
|
20
|
Подведение итогов работы за год
|
Учитель
Бурак Е. М.
|
май
|